Что нужно знать о новом порядке трудоустройства иностранцев в Украине

Стать легально работающим иностранцем в Украине всегда было нелегко. Государственная машина чинила множество препон в ответ на желание бизнеса привлекать квалифицированные кадры из-за границы. Однако реформы, наконец, коснулись и этого бюрократического механизма

Юрий Сивовна, старший юрист, руководитель практики гражданского и хозяйственного права АК “Правочин”.

Кабинет министров внес ряд изменений в постановление №437 “Вопросы выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства”, что стало шагом в сторону либерализации трудоустройства иностранцев в Украине.

Хотя и нельзя говорить о чем-то революционном (сложный бюрократический порядок на получение разрешения практически никак не изменился), в то же время у отечественного и иностранного бизнеса в Украине появились более широкие возможности трудоустройства иностранцев, что само по себе прогрессивно.

В частности, теперь работодатели могут подавать документы для получения разрешения на использование труда иностранных специалистов, которые направлены зарубежными компаниями-работодателями в Украину для выполнения работ либо оказания услуг в рамках международных контрактов, которые заключены между украинскими и иностранными компаниями. Такое нововведение однозначно будет способствовать лучшему исполнению условий этих контрактов и, соответственно, лучшему достижению бизнес-целей украинских компаний.

...

Как это было ранее

По новым правилам, привлекаемый к работе над проектом иностранец является работником иностранной компании и оформляется в Украине как работник по совместительству для выполнения задач (работ или оказания услуг), предусмотренных контрактом между компаниями.

Ранее подобные специалисты не имели такой привилегии, и для того, чтобы их оформить, необходимо было проходить общую, предусмотренную Порядком процедуру. Заключалась она в том, что перед подачей документов для получения разрешения на использование труда иностранца работодатель должен был уведомлять центр занятости об открывшейся вакансии. После этого центр занятости направлял к работодателю украинских соискателей для прохождения собеседований для дальнейшего трудоустройства.

Зачастую это приводило к тому, что ни один из соискателей не имел достаточной квалификации для занятия вакансии, и работодателю приходилось доказывать перед службой занятости факт отсутствия в Украине специалистов с необходимым уровнем квалификации.

Весь этот процесс превращался в хождение по мукам, поскольку зачастую по дедлайнам, установленным в контрактах с иностранными партнерами, зарубежные специалисты уже должны были приступить к выполнению работ, а разрешение на применение их труда отсутствовало. Это неизбежно сказывалось на репутации украинских партнеров, поскольку контракты не выполнялись так, как это предусматривалось на этапе их заключения.

Что теперь?

Процедура практически не изменилась: все тот же пакет документов и порядок его подачи, те же справки о несудимости, справки из медучреждений об отсутствии заболеваний и так далее.

Однако теперь для получения разрешения на трудоустройство иностранных специалистов в центр занятости необходимо подать и копию международного контракта между украинской и иностранной компанией, на основании которого будут привлекаться зарубежные работники.

Это избавляет от необходимости доказывать перед центром занятости целесообразность привлечения иностранных специалистов и подразумевает автоматическое оформление разрешений на использование труда иностранцев в рамках той квоты, что указана в контрактах между украинскими и иностранными компаниями.

А далее — все так же, как это было ранее: рассмотрение документов, принятие решения центром занятости, внесение оплаты и получение разрешения.

Процент привлекаемых зарубежных специалистов не может превышать 50% от количества всех специалистов, которые будут работать по данному контракту

Еще один плюс в том, что теперь работодатель обязан предоставить центру занятости доказательства трудоустройства иностранца на протяжении 90 дней, начиная с даты выдачи разрешения, вместо ранее предусмотренных 7 дней. И это позитив, поскольку далеко не каждый иностранец может успеть в течение 7 дней получить необходимую визу, въехать в Украину, приступить к работе и сразу подать документы на получение временного вида на жительство, без которого он не сможет находиться в стране более 90 дней, даже несмотря на наличие разрешения на трудоустройство.

Таким образом, для работодателя увеличились сроки для подачи копий подтверждающих документов, что может оцениваться как положительный момент принятых изменений.

Поскольку применение труда иностранцев в Украине создает конкуренцию на отечественном рынке труда, законодатель ограничил объем привлекаемой иностранной рабочей силы. А именно, процент привлекаемых зарубежных специалистов не может превышать 50% от количества всех специалистов, которые будут работать по данному контракту. Такая формулировка однозначно предусматривает то обстоятельство, что остальные 50% должны быть гражданами Украины.

Пока не ясно, как органы занятости будут контролировать украинские компании в случае, если они фактически привлекли больше иностранных специалистов, чем украинских. Но даже если механизм контроля появится, пока неясно, какими будут последствия для работодателя, если процентное соотношение между украинскими и иностранными работниками не будет соответствовать требованиям украинского законодательства.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *