ЕТС-2017: должностные оклады, индексация и корректировка среднего заработка

Ежегодно с 1 января происходит пересмотр минимальной зарплаты, размеры которой утверждает Закон о Государственном бюджете на соответствующий год. Однако 2017 год ознаменовал не только увеличение минимальной зарплаты в два раза — с 1600 до 3200 грн, а переформатирование системы оплаты труда как для небюджетной, так и для бюджетной сфер.

Во-первых, с 01.01.2017 г. не работают нормы подзаконных нормативных актов, согласно которым для работников, у которых должностные оклады меньше размера минимальной зарплаты, должностные оклады (тарифные ставки) в штатном расписании устанавливают на уровне минимальной зарплаты.

Все из-за того, что ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР(далее — Закон об оплате труда) исключена норма, согласно которой в минимальную зарплату не включали: доплаты, надбавки и прочие компенсационные и поощрительные выплаты. А значит, в понятие «минимальная зарплата» входит не только такая ее составляющая, как должностной оклад (тарифная ставка).

К тому же установлено, что минимальная зарплата после 01.01.2017 г. не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и прочих выплат. А до внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной зарплаты как расчетной величины она применяется в размере 1600 грн (п. 4 «Заключительных и переходных положений» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 г. № 1774-VIII).

Во-вторых, в обновленной ст. 6 Закона об оплате труда определено — схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, финансируемых из бюджета, формируется на основании:

  • минимального размера должностного оклада (тарифной ставки), установленного Правительством;
  • междолжностных (квалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

При этом минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, определенного для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года, который в 2017 году равен 1600 грн.

Посему должностные оклады по ЕТС с 01.01.2017 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада работника 1-го тарифного разряда, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года, то есть 1600 грн. Это предусматривает постановление КМУ от 28.12.2016 г. № 1037 (далее —Постановление № 1037), которое внесло изменения в примечание 1 приложения 1 постановления КМУ от 30.08.2002 г. № 1298.

Продемонстрируем в таблице 1, на сколько повысились должностные оклады работников бюджетной сферы с 01.01.2017 г., а также, как они менялись в течение последних 12-ти месяцев (пригодится при корректировке среднего заработка).

Таблица 1

Повышение должностных окладов (тарифных ставок)
работникам бюджетной сферы в 2016–2017 гг.

Разряд

Должностной оклад (тарифная ставка), (грн с округлением)

С 1 декабря 2015 года

по 30 апреля 2016 года

С 1 мая по 30 ноября 2016 года

С 1 по 31 декабря 2016 года

С 1 января

2017 года

1

1378

1516

1600

1600

2

1383

1521

1605

1744

3

1393

1532

1615

1888

4

1 414

1543

1695

2032

5

1 514

1612

1816

2176

6

1 614

1718

1936

2320

7

1 714

1825

2056

2464

8

1 825

1943

2189

2624

9

1 925

2050

2310

2768

10

2 026

2157

2430

2912

11

2 193

2334

2630

3152

12

2 360

2512

2830

3392

13

2 527

2690

3030

3632

14

2 693

2868

3231

3872

15

2 872

3057

3444

4128

16

3 105

3306

3725

4464

17

3 339

3555

4005

4800

18

3 573

3804

4285

5136

19

3 806

4053

4566

5472

20

...

4 051

4313

4859

5824

21

4 285

4562

5140

6160

22

4 519

4811

5420

6496

23

4 753

5060

5700

6832

24

4 853

5167

5821

6976

25

5 020

5344

6021

7216

Должностной оклад (ставка) работника
І тарифного разряда

1113

1185

1335

1600

Минимальная заработная плата

1378

1450

1600

3200

При этом, как видим, привычных дифференцированных должностных окладов для тех тарифных разрядов, для которых они не выше минимальной зарплаты, уже не устанавливаются. Как результат — для работников с 1-го по 11-й тарифный разряд должностные оклады меньше минимальной зарплаты.

Напомним

В случае же если начисленная зарплата за выполненную месячную норму труда ниже размера минимальной зарплаты, тогда работодатель должен провести доплату до уровня минимальной зарплаты, которую следует выплачивать ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы (ч. 3 ст. 31 Закона об оплате труда). В то же время при исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываем доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

Чтобы не было «уравниловки» в зарплатах работников, п. 2 Постановления № 1037руководителям учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы поручает:

  • установить с 01.01.2017 г. в штатном расписании новые размеры должностных окладов, определенных исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС;
  • обеспечить дифференциацию зарплаты работников, получающих ее на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.

Однако воплощение данной нормы в жизнь неразрывно связано с ч. 1 ст. 51 БКУ, которая обязывает руководителей бюджетных учреждений содержать численность работников и осуществлять фактические расходы на зарплату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и прочие виды поощрений или вознаграждений, матпомощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.

Следовательно, в первую очередь руководители бюджетных учреждений будут выполнять минимальные гарантии в оплате труда, в частности, требования ст. 31 Закона об оплате труда в части выплаты зарплаты за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда в сумме не ниже минимальной зарплаты. Для этого тем работникам, у кого должностные оклады со всеми остальными доплатами, надбавками и премиями будут ниже минимальной зарплаты, будет проводиться соответствующая доплата до уровня минимальной зарплаты.

Потому что иначе, дабы выполнить указание Правительства и чтобы избежать уравниловки, необходимо, чтобы зарплата работника 1-го тарифного разряда была не ниже минимальной зарплаты, а для каждого последующего тарифного разряда — только увеличивалась. Но в таком случае в бюджетной сфере речь не будет идти о доплате до уровня минимальной зарплаты, что, безусловно, маловероятно.

Эта ситуация немного напоминает декабрьскую «эпопею» 2015 года по «обнулению» индексации, когда от руководителей бюджетных учреждений за счет любой зарплатной выплаты требовали «обнулить» индексацию.

Подзаконные нормативные акты, которые определяют условия оплаты труда в бюджетной сфере и государственных и других органах, предусматривают предельные размеры должностных окладов, повышений, доплат, надбавок. А это означает, что руководители бюджетных учреждений имеют возможность увеличивать зарплату работникам в пределах, которые разрешены определенными нормативно-правовыми актами по оплате труда, то есть постановлениями Правительства и принятыми во исполнение их отраслевые приказы.

Таким образом, руководитель бюджетного учреждения не может по своему усмотрению изменять составляющие части зарплаты, которые устанавливаются в фиксированных процентах или в суммах. Посему обеспечить возрастание зарплаты руководитель бюджетного учреждения может, только установив больший размер доплаты или надбавки, премии.

И согласитесь, если для работника не предусмотрены никакие доплаты и надбавки, что позволяет установить законодательство, то увеличивать его зарплату ежемесячно премией в размере 100%, 200% и т.д. — не лучший вариант дифференциации зарплат. Ведь премии должны устанавливаться за конкретные результаты работы работника, а не ради исполнения постановлений Правительства.

Повышение должностных окладов по всей ЕТС, конечно, требует пересмотра должностных окладов в штатных расписаниях бюджетных учреждений и необходимость внесения изменений в них или их переутверждения.

Штатные расписания бюджетных учреждений утверждаются в установленном порядке в месячный срок с начала года, то есть до 1 февраля (п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228).

Повышение должностных окладов и индексация

Последний раз должностные оклады работников бюджетной сферы с оплатой по ЕТС повышались с декабря 2016 года во исполнение постановления КМУ от 23.11.2016 г. № 840.

Учитывая то что даже для 1-го тарифного разряда должностной оклад в декабре 2016 года увеличился на 84 грн (1600 грн – 1516 грн), а для всех остальных тарифных разрядов — и на большие суммы, то в декабре 2016 года индексацию работникам с оплатой по ЕТС не выплачивали.

При этом декабрь 2016 стал базовым для проведения дальнейшей индексации с учетом п. 5Порядка № 1078. Следовательно, начиная с января 2017 года, заново должны были считать ИПЦ для дальнейшей индексации.

Однако с 01.01.2017 г. происходит очередное повышение должностных окладов для работников 2–25 тарифных разрядов (для 1-го тарифного разряда должностной оклад остался на уровне декабря 2016 года — 1600 грн).

Таким образом, для работников 2–25 тарифных разрядов по ЕТС январь 2017 года становится базовым для проведения дальнейшей индексации, а начиная с февраля 2017 года заново считаем ИПЦ для дальнейшей индексации. Для работников 1-го тарифного разряда базовым остается декабрь 2016 года.

Корректировка среднего заработка в связи с повышением окладов

В случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации согласно актам законодательства, а также по решениям, предусмотренным в колдоговорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней зарплаты, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения (п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100, далее — Порядок № 100).

Посему повышение должностных окладов следует учитывать при исчислении сумм отпускных, оплаты времени командировки, сохранении среднего заработка за работниками, которые призваны (поступили) на военную службу, а также во всех остальных случаях, когда средний заработок исчисляют в соответствии с Порядком № 100.

Обратите внимание

Доплата до минимальной заплаты является составляющей частью фонда дополнительной заработной платы (пп. 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5). А доплаты к зарплате относятся к выплатам, которые учитываются при расчете средней зарплаты, согласно п. 3 Порядка № 100.

Отразим механизм корректировки среднего заработка на примере.

Пример

Воспитатель ДУЗ (высшей категории, 12-й тарифный разряд) берет с 20.01.2017 г. дополнительный социальный отпуск на детей продолжительностью 10 к.дн. Расчетный период для оплаты данного социального отпуска: январь 2016 года – декабрь 2016 года. За этот период должностной оклад возрастал: с 01.05.2016 г. — с 2360 грн до 2512 грн; с 01.12.2016 г. — с 2512 грн до 2830 грн; с 01.01.2017 г. — с 2380 грн до 3392 грн. Воспитатель получает должностной оклад, надбавку за выслугу лет (10%) и надбавку за престижность труда (20%).

Корректировка среднего заработка приведена в таблице 2.

Таблица 2

Корректировка среднего заработка работника в случае повышения должностного оклада

Расчетный период

Суммарно за период,

грн

Коэффициент повышения должностных окладов

Откорректированный суммарный заработок за период,

грн

01.01.2016 – 30.04.2016 (2360 + 2360 × 10% + 2360 × 20%) × 4 = 12272,00 3392 : 2360 = 1,437289

17638,41

01.05.2016 – 30.11.2016 (2512 + 2512 × 10% + 2512 × 20%) × 7=22859,20 3392 : 2512 = 1,350318

30867,19

01.12.2016 – 31.12.2016 2830 + 2830 х 10% + 2830 х 20% = 3679,00 3392 : 2830 = 1,198587

4409,60

Итого

38810,20

×

52915,20

Среднедневной заработок составляет:

52915,20 грн : (366 к.дн. – 10 к.дн.) = 148,64 грн.

Сумма отпускных равна:

148,64 грн × 10 к.дн. = 1486,40 грн.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт

1 Response

  1. сергей сказав:

    Какая сейчас тарифная почасовая ставка для водителей коммунального хозяйства?

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *