Фиктивные партнеры по бизнесу: последствия и как защититься?

Владимир Капустин, адвокат, арбитражный управляющий

Вопрос фиктивных сделок и контрагентов снова приобрел особенную актуальность после недавних обысков на «Новой почте». К сожалению, для Украины создание фирм под конкретную сделку или с намерением вывести заработанные деньги, всегда было в порядке вещей. И хотя последние три года государство начало активную борьбу с этим бедствием, полностью проблему решить пока не удается. Учитывая, что сейчас бизнес должен отвечать за любое, даже непреднамеренное, сотрудничество с фиктивной компанией, считаю, что будет нелишним напомнить о важных нюансах связанных с фиктивностью бизнеса.

Что такое фиктивный контрагент и как его определяют?

Действующее законодательство не содержит в себе термина «фиктивное предприятие», однако есть понятие «фиктивная деятельность компании» и «фиктивное предпринимательство», которые обычно и используются. Хозяйственный и Уголовный кодексы определяют, что фиктивное юрлицо создается (или покупается) для прикрытия или для осуществления незаконной деятельности. Чаще всего это происходит путем осуществления виртуальных хозяйственных операций для уменьшения базы налогообложения, перевод денег в наличные или использования кредитов. Причем обычно такие компании создают ради одной операции.

Из практики ГФС следует, что под термин «фиктивная сделка» попадут хозяйственные операции, которых в действительности не было (отдельного понятия «фиктивная сделка» закон не предусматривает). Данная операция может быть фиктивной полностью или частично.

Полная или частичная фиктивность касается:

  • предмета сделки: продажу не того товара, который указан в документах,
  • объема: завышения или занижения объемов сделок, которые реально были выполнены;
  • субъекта: операции не выполнялись лицом, которое указано их исполнителем;
  • сроков: операция состоялась в другое время, отличающееся от указанного в документах или в течение иного отчетного периода.
...

Когда фиктивная деятельность компании установлена, то сначала ГФС проводит встречную сверку по этому предприятию и его контрагентам. После этого закономерным результатом является налоговая проверка контрагентов (ст.78 НК). Обычно, если доходит до налоговой проверки, то надо быть готовым к тому, что договоры с фиктивными юрлицами будут признаны недействительными, потому что «их заключили против интересов государства и общества».

Выявление налоговой проверкой какого-то из этих факторов фактически является доказательством совершения уголовного преступления – уклонения от уплаты налогов или осуществления фиктивного предпринимательства, поэтому должностные лица контрагента фиктивной фирмы (директор, бухгалтер) легко могут стать соучастниками, а в некоторых случаях – и самостоятельными обвиняемыми. Также, предприятию, которое связано с фиктивной компанией, быстро доначислят налоговые обязательства и немалые штрафы.

Однако для этого налоговики должны собрать доказательную базу и обратиться в суд. Причем на практике случается так, что налоговики обращаются в суд имея только предположение, что учредители не имели намерений осуществлять предпринимательскую деятельность.

Чтобы доказать фиктивность сделки налоговики тщательно анализируют все факторы, которые могут ее осветить. Фактически, это ключевой момент в их расследовании. С известной практики можно сделать вывод, что на мысль о фиктивности операций налоговиков наведут:

  • Невозможность реального проведения операции с учетом времени, места и объема материальных ресурсов для указанного производства товаров или услуг;
  • Проверка статуса поставщика товаров или услуг (положительный или отрицательный)
  • Отсутствие необходимого персонала, транспорта, материальных средств для предоставления указанной услуги или производства товара;
  • Покупка товаров и услуг, нехарактерных для основного вида деятельности кого-то из контрагентов
  • Объемы одной поставки существенно отличаются от предыдущих;
  • Регистрация компании в месте массовой регистрации, отсутствие омпаниипо месту регистрации, отсутствие сотрудников кроме одного директора (который также совмещает должность бухгалтера и учредителя фирмы).

Кроме суда, налоговая имеет и другие рычаги давления на контрагентов фиктивных компаний. Среди наиболее распространенных, это блокирование налоговых накладных и отказ в налоговом кредите.

Предупрежден – значит вооружен

Еще в 2014 году ВАСУ обязал участников хозяйственного оборота проявлять «добросовестность, поскольку последствия выбора фиктивного контрагента возлагается на самих участников» (дело № К/800/15689/14). Из этого следует, что заключая соглашения с какой-то компанией, нужно тщательно ее проверить на предмет наличия признаков фиктивности.

Как это сделать? Сначала собрать информацию из публичных реестров: ЕГРПОУ, налоговые данные, участие потенциального контрагента в судебных процессах, исполнительное производство. Проверить уставные документы и срок действия лицензий, необходимых для осуществления вида деятельности. Внимание следует обратить на срок существования компании (фиктивные фирмы обычно имеют короткий срок существования), частоту смены учредителей и директоров. Можно также запросить дополнительную документацию у самого потенциального контрагента, хотя надо быть готовым к тому, что они согласятся поделиться далеко не всей информации (и будут правы, потому что эта информация может раскрывать коммерческую тайну).

Обычно, простой проверки контрагента хватает, особенно когда вы не покупаете чего-то, что не выпадает из привычной сферы деятельности вашего предприятия. Другое дело, если вы покупаете готовую компанию. Вот здесь действительно надо проверять всю ее историю, чтобы потом новые владельцы случайно не удивились от того, чем раньше занималась их новая фирма. Вот вполне реальный сценарий: продажа готового бизнеса, который до этого имел сотрудничество с фиктивными контрагентами. Представьте шок новых владельцев, когда к ним заявится с проверками налоговая, потому что на эти фиктивные компании уже завели уголовное дело по ст. 205 УК (фиктивное предпринимательство). В последствие получаем налоговые доначисления и судебные споры.

В итоге получается, что в большинстве случаев предприятие само способно уберечь себя от контактов с фиктивными фирмами, потому что обычно даже при поверхностной проверке эта фиктивность сразу вылезает на поверхность. А в случае каких-либо сомнений от сотрудничества лучше воздержаться.

 

За матеріалами: Лига. Блоги

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *