Как бюджетному учреждению списывать технически неисправные основные средства, без полного износа

Может ли бюджетное учреждение списать основные средства, не пригодные к использованию из-за технического состояния, если полный износ не начислен? Какие дополнительные документы для этого нужно составлять?

ОТВЕТ: Основные средства, которые находятся в государственной собственности, списывают согласно Порядку списания объектов государственной собственности, утвержденному постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314(далее — Порядок № 1314). А те, которые находятся в коммунальной собственности, — в соответствии с решениями, утвержденными органами местного самоуправления, поскольку к их полномочиям относят управление коммунальным имуществом.

Обычно важные требования по списанию основных средств, принадлежащих коммунальным учреждениям, прописывают и в соответствующих решениях местных советов. Но за основу, как правило берут положения Порядка № 1314.

Согласно п. 4 Порядка № 1314, списанию с баланса учреждения подлежит имущество:

  • которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и по которому не могут быть применены иные способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно);
  • если такое имущество морально или физически изношено,непригодное для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено вследствие аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит, либо выявлено в результате инвентаризации как недостача.
...

Руководителям бюджетных учреждений абз. 5 п. 5 Порядка № 1314 предоставлено право принятия решения о списании полностью амортизированных основных фондов (средств), прочих необоротных материальных активов предприятия, первоначальная (переоцененная)стоимость которых составляет менее 10 тыс. грн.

Учитывая то что в рассматриваемой ситуации указано, что основные средства полностью не амортизированы, руководитель бюджетного учреждения не имеет права самостоятельно принять решение о списании данных основных средств.

Списание имущества осуществляется предприятием, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание (п. 5 Порядка № 1314).

Отдельно отметим: в п. 5 Порядка № 1314 преду­смотрены случаи предоставления субъектом управления решения о согласии на списание отдельных видов государственного имущества после согласования с  Фондом госимущества и государственным органом приватизации.

Для получения согласия на списание имущества бюджетное учреждение подает субъекту управления вместе с обращением о списании имущества документы, перечень которых приведен в п. 6 Порядка № 1314.

В частности, в данном списке есть и акт технического состояния имущества, который утверждает руководитель предприятия. В нем, как правило, указывают, какие составляющие основного средства технически неисправны, возможен ли их ремонт или восстановление, причины, приведшие к такому техническому состоянию, а также возможность использования узлов и частей основного средства после его списания.

Кроме того, при необходимости субъект управления после получения от бюджетного учреждения пакета документов может запрашивать дополнительные документы, необходимые для принятия решения о списании имущества (технические паспорта, судовые документы, извлечения из реестров, заключения специализированных организаций, договоры или их проекты и др.). Такой исчерпывающий перечень дополнительных документов субъект управления должен отправлять бюджетному учреждению в 10-дневный срок с даты поступления документов, перечисленных в пп.1-7 п. 6 Порядка № 1314.

Согласно п. 7 Порядка № 1314, отказать в предоставлении согласия на списание имущества могут,   в частности, из-за отсутствия экономических и/или технических расчетов, подтверждающих необходимость списания имущества, которые указываются в технико-экономическом обосновании.

Поэтому советуем сразу позаботиться, чтобы получить положительные заключения от специализированных организаций, которые подтвердят техническое состояние основного средства и невозможность его ремонта (восстановления). Это, как минимум, уменьшит сроки рассмотрения субъектом управления документов, представленных для получения согласия на списание основного средства.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении согласия на списание имущества принимается соответствующим субъектом управления в течение 30 дней с даты поступления документов и после согласования с Фондом государственного имущества или иными государственными органами приватизации при необходимости (п. 7 Порядка № 1314).

Решение о предоставлении согласия на списание имущества оформляется в формераспорядительного акта, а об отказе в предоставлении данного согласия — в форме письма.

Обратите внимание!

Разборка и демонтаж имущества, предлагаемого к списанию, начинается только после получения согласия на списание имущества, кроме случаев повреждения имущества вследствие аварии или стихийного бедствия (п. 21 Порядка № 1314).

Таким образом, бюджетное учреждение имеет право списать основные средства, не пригодные к использованию из-за технического состояния, если 100%-ный износ не начислен, только после получения от субъекта управления согласия на списание имущества в форме распорядительного акта.

Владислав БЕЗЮЛЕВ,

независимый консультант,
г. Харьков

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *