Как отражать в отчетности по ЕСВ выплаты мобилизованным работникам

С марта 2015 года на компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованных работников не начисляется и не удерживается с них единый взнос. Как такие выплаты отразить в отчетности по ЕСВ за апрель и май 2015 года?

С 17 марта 2015 года заработал Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105 (далее — Порядок № 105). С его вступлением в силу органы ГФС согласились, что начиная с марта 2015 года на компенсационные выплаты мобилизованным работникам не начисляется и не удерживается ЕСВ. Ведь данное освобождение от начисления ЕСВ предусмотрено ч. 7 ст. 7 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ).

Порядок заполнения отчетности по ЕСВ, в зависимости от того, какие именно выплаты получал мобилизованный работник (компенсационную выплату или средний заработок), ГФС озвучила в разъяснении от 30.04.2015 г.

С 30 апреля 2015 вступил в силу Порядок формирования и предоставления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435 (далее —Порядок № 435). При этом следует учитывать, что применяется он начиная с 1 июня 2015 года, то есть с отчетности по ЕСВ за май (письмо ГФС от 30.04.2015 г. № 15939/7/99-99-17-03-01-17).

...

Как заполняется Отчет по единому взносу при получении компенсации?

По разъяснениям ГФС, с марта 2015 года компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованных работников, освобождаются от уплаты единого взноса, — при условии подачи предприятием Отчета о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период по форме из приложения 1 к Порядку № 105 (далее — Отчет).

Данный доход отражается в таблице 1 Формы № Д4 за апрель 2015 года только в строке 1.1 с переносом в строку 1.

В таблице 6 Формы № Д4 информация о таких лицах отражается с обязательным указанием реквизитов: в реквизите 10 указывается категория застрахованного лица — «1»; в реквизите 11 — «Місяць та рік, за який проведено нарахування»; в реквизите 15 — «Кількість календарних днів перебування у трудових/ЦП відносинах протягом звітного місяця», которая соответствует числу календарных дней в отчетном месяце; в реквизите 17 — «Загальна сума нарахованої заробітної плати/доходу (усього з початку звітного місяця)» — сумма компенсации; реквизиты 18 и 19 не заполняются. А начиная с отчета за май 2015 года в реквизите 10 таблицы 6 указывается категория застрахованного лица «48» (а не «1»).

Как заполняется Отчет по единому взносу без получения компенсации?

В случае если работодатель начисляет мобилизованным работникам средний заработок, но не подает Отчеты на получение компенсационных выплат из бюджета (например, из-за проблем с заверением отчетов военкоматами) и, соответственно, не получает данных компенсаций, сумма среднего заработка, выплачиваемого за счет денежных средств работодателя, в составе зарплаты является базой начисления единого взноса в составе зарплаты.

В такой ситуации сумма начисленного мобилизованному работнику среднего заработка в отчетном месяце отражается в таблицах 1 и 6 Формы № Д4 за данный месяц в общем порядке. Но, начиная с отчетности за май 2015 года, для отражения суммы среднего заработка мобилизованных работников, на которую начисляется и с которой удерживается ЕСВ, предназначена категория застрахованного лица «47».

Данный подход ГФС относительно освобождения от начисления ЕСВ не выдерживает никакой критики, как и Порядок № 105, определяющий механизм предоставления компенсационных выплат мобилизованным работникам и содержащий ряд несогласованностей.

Напомним, что уже имеются судебные решения, в которых суд сделал вывод, что нет никакой связи между механизмом компенсации из госбюджета и освобождением от начисления ЕСВ и налогообложения компенсационных выплат мобилизованным работникам (см., например, определение Житомирского апелляционного административного суда от 18.02.2015 г. по делу № 817/4004/14). И почему освобождение от начисления ЕСВ должно зависеть от того, согласует военный комиссар отчет или нет?! Не нужно долго размышлять, чтобы догадаться, что более действенным и быстрым был бы механизм получения компенсации, предусматривающий согласование данной информации на уровне военкоматов и органов соцзащиты, то есть без перекладывания данной функции на предприятия.

Традиционно предприятия не только остаются наедине с созданными Правительством проблемами, но и, ко всему прочему, вышеупомянутые ведомства искусственно препятствуют в получении компенсации из госбюджета. Уже не говоря о том, что непонятно, с какой стати именно предприятия должны обращаться в военкоматы (для согласования Отчетов) и выплачивать компенсационные выплаты из госбюджета. Создается впечатление, что Правительство предпочитает все свои обязанности и проблемы с финансированием выплат компенсации переложить на плечи предприятий, организаций и учреждений.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *