Как премировать госслужащих с 1 мая 2016 года

В госорганах ранее были утверждены положения о премировании, а размеры премирования для руководителей госорганов и их заместителей определяли органы высшего уровня. Но с 1 мая 2016 года изменились структура и условия оплаты труда госслужащих (без выделения дополнительных средств), поэтому экономии фонда оплаты труда на выплату премий нет.
Можно ли выплачивать премии госслужащим с мая 2016 года и нужно ли утверждать новое положение о премировании?

ОТВЕТ: С 1 мая 2016 года госслужащим могут устанавливаться премии по результатам работы и ежегодной оценки их служебной деятельности (ч. 3 ст. 50 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII, далее — Закон о госслужбе). Там же прописано, что к премиям государственного служащего относятся:

  • премия по результатам ежегодной оценки служебной деятельности;
  • месячная или квартальная премия в соответствии с личным вкладом госслужащего в общий результат работы госоргана.

Но здесь ключевое словосочетание «могут устанавливаться», что не гарантирует обязательной выплаты премии.

При этом начиная с 01.01.2019 г. начнут действовать следующие нормы:

  • гарантированный фонд премирования госоргана будет устанавливаться в размере 20% общего фонда должностных окладов за год, а также за счет экономии фонда оплаты труда (ч. 6 ст. 52 Закона о госслужбе);
  • общий размер премий (месячных или квартальных), которые сможет получить госслужащий за год, не должен превышать 30% фонда его должностного оклада за год (абз. 4 ч. 3 ст. 50 Закона о госслужбе).

Однако данные нормы пока что не действуют. Согласно разъяснению Минсоцполитики, изложенному в письме от 03.06.2016 г. № 8072/0/14-16/13 , сейчас премирование госслужащих может проводиться в пределах имеющихся средств на оплату труда, предусмотренных в смете. То есть премировать госслужащих можно, если есть экономия фонда оплаты труда.

...

Обратите внимание

Закон о госслужбе предусматривает премирование по результатам работы только в виде месячных и квартальных премий. Следовательно, выплата премий к праздничным, профессиональным и юбилейным датам данным Законом не предусмотрена.

Нужно ли составлять новое положение о премировании?

Премии госслужащим выплачивают в пределах фонда премирования в зависимости от личного взноса в общий результат работы госоргана. Руководитель госслужбы устанавливает премии согласно утвержденному им положению о премировании в соответствующем госоргане, согласованному с профсоюзом (при его наличии) (ч. 5 ст. 52 Закона о госслужбе).

Указанное положение должно разрабатываться в соответствии с Типовым положением о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденным прикзом Минсоцполитики от 13.06.2016 г. № 646.

Какие особенности премирования госслужащих предусматривает Типовое положения?

Во-первых, премии должны устанавливаться согласно положению о премировании, утвержденному в соответствии с Типовым положением руководителем госоргана по согласованию с профсоюзом. Вид премирования (ежемесячно или ежеквартально) должен определять руководитель государственной службы госоргана.

Во-вторых, размер премии будет определять руководитель госслужбы согласно приказу (распоряжению), учитывая личный вклад работника, руководствуясь такими критериями, как: качество выполнения задач, эффективность, срочность, инициативность в работе и выполнение дополнительного объема работы.

В-третьих, размер премии будут исчислять в процентах к должностному окладу и начислять пропорционально отработанному времени, то есть за периоды ежегодных и дополнительных отпусков и временной нетрудоспособности премии начислять не будут. Разумеется, не нужно будет начислять ежемесячные и квартальные премии за период мобилизации и в других случаях сохранения среднего заработка. А вот за период командировки, как понимаем, премию можно будет начислять, но это лучше прописать в положении о премировании.

В-четвертых, месячные премии будут выплачивать не позднее установленного срока выплаты зарплаты за соответствующий месяц, а квартальные — не позднее выплаты зарплаты за последний месяц квартала, за который начислили премию.

Следовательно, положение о премировании должно включать разные разделы, посвященные премированию госслужащих, работников, выполняющих функции по обслуживанию, и рабочих. При этом условия их премирования могут быть разными или вообще это могут быть утвержденные отдельные положения для каждой категории. Посему, несомненно, положение о премировании госоргана придется утверждать заново, учитывая требования Типового положения. Ведь не может премия госслужащим выплачиваться в текущем месяце за этот же месяц, а обслуживающему персоналу или рабочим — в текущем месяце за прошлый (это только усложнит работу бухгалтерии).

Нужно ли согласовывать размер премии для руководителей госоргана и их заместителей и руководителей госслужбы госоргана с органом высшего уровня?

Как известно, до 01.05.2016 г. решение о премировании руководителей госорганов и их заместителей и установлении им надбавок принимали органы высшего уровня (п. 6 постановления КМУ от 09.03.2006 г. № 268). Сегодня этот документ не распространяется на госслужащих, а аналогичной нормы нет ни в одном нормативно-правовом акте, но на практике органы высшего уровня уже издают приказы об отмене установленных ранее ими же надбавок. Поэтому до получении соответствующих разъяснений от Минсоцполитики и Нацгосслужбы премирование руководителей стоит согласовывать с органом высшего уровня, который их назначил.

Таким образом, после 01.05.2016 г. месячные и квартальные премии могут выплачиваться госслужащим, но нужно учесть, что Типовое положение применяется с 1 мая. Поэтому может возникнуть вопрос о правомерности начисления других премий, нежели предусмотрены Типовым положением о премировании.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *