Как с 2015 года учитывать возвратную финансовую помощь

С 01.01.2015 г. предприятия по-новому будут считать налог на прибыль. Существуют ли особые правила для учета возвратной финпомощи? Как быть с «переходной» финпомощью, которая получена до 01.01.2015 г., а возвращена будет после этой даты?

ОТВЕТ: Сразу отметим: с 2015 года специальных правил учета возвратной финпомощи в НКУ уже нет. Последствия по операциям с ней будут, как в бухучете. Поясним.

С 01.01.2015 г. после внесения изменений в НКУ налог на прибыль будет определяться по новым правилам.

Налог на прибыль будем исчислять исходя из бухгалтерского финрезультата (согласно П(С)БУ или МСФО), откорректированного на разницы, которые предусмотрены НКУРазницы, которые будут корректировать финрезультат, — это амортизационные разницы, разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций (пп. 134.1.1 НКУ). Такие разницы будут корректировать бухгалтерский финрезультат как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения базы.

Предприятия, у которых годовой бухгалтерский доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов) за последний годовой отчетный период не превышает 20 млн грн, будут иметь право определять налог на прибыль без корректировок. При этом принять данное решение плательщик может только раз в течение непрерывной совокупности лет, у которых доход не превышает 20 млн грн. О принятом решении необходимо указать в декларации. В последующие годы эта совокупность корректировок финансового результата также не применяется (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет). Как только доход за налоговый год составит более 20 млн грн, придется, начиная с такого года, при определении объекта налогообложения применять корректировки.

...

В НКУ нет специальных правил для учета возвратной финпомощи, как нет и корректировок касательно таких операций. Ни слова о возвратной финпомощи не прописали и в «Переходных положениях». Поэтому с 2015 года уже неважно, от кого получена возвратная финпомощь — статус поставщика никакой роли не играет. Единственное, что осталось в НКУ о возвратной финпомощи, это определение в пп. 14.1.257 НКУ.

Определение

Возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в виде платы за пользование данными средствами, и являющаяся обязательной к возврату.

(пп. 14.1.257 НКУ)

С НКУ убрали и упоминание об условно начисленных процентах на возвратную финпомощь. С 01.01.2015 г. их рассчитывать и отражать не нужно, они уже не считаются безвозвратной финпомощью, как это было ранее.

Следовательно, как возвратная финпомощь отразится в бухучете, так она отразится и на объекте обложения налогом на прибыль, который будет рассчитываться с бухфинрезультата, откорректированного на разницы (для предприятий с доходом не более 20 млн грн по их выбору — без разницы).

А, как известно, в бухгалтерском учете при получении и возврате возвратной финансовой помощи ни дохода, ни расходов не возникает, только обязательства. Таким  образом, на бухгалтерский финрезультат она не влияет (не говорится о ситуации по списанию возвратной финпомощи, прощению и т.д.).

Бухгалтерский учет возвратной финпомощи

Подчеркнем: возвратная финпомощь (как беспроцентный займ) в бухучете не создает ни доходов, ни расходов.

Учет зависит от срока, на который получена возвратная финансовая помощь: до года или больше. В зависимости от этого возвратная финпомощь попадает в долгосрочные илитекущие обязательства (п. 6 П(С)БУ 11 «Обязательства»).

Если возврат займа предусмотрен не позднее чем через 12 месяцев, возвратную финпомощь показывают на субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами» (или иногда — на отдельном субсчете к счету 60 «Краткосрочные займы» (например, на введенном предприятием субсчете 607 «Прочие краткосрочные займы»)). Получая такую возвратную финпомощь, делают запись Дт 31 «Счета в банках», 30 «Наличные» Кт 685, возвращая денежные средства, — Дт 685 Кт 31 30.

При условии, если срок погашения свыше 12 месяцев — учитывают как долгосрочные обязательства на счете 55 «Прочие долгосрочные обязательства». При получении записывают:Дт 31 30 Кт 55. Когда до ее погашения остается меньше 12 месяцев с даты баланса, часть задолженности переводят в состав краткосрочной Дт 55 Кт 61 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам». При возврате займов, записывают: Дт 61 Кт 31, 30.

Ключевой вопрос: может ли предприятие, которое получило до 01.01.2015 г. возвратную финпомощь от неплательщика налога на прибыль и, соответственно, на невозвращенную на конец отчетного периода сумму увеличило налоговый доход, сейчас — уже после 01.01.2015 г. — при возврате рассчитывать на расходы, то есть откорректировать финрезультат? К сожалению, нет. НКУ не предусматривает этого. Понимаем, что предприятие не имело возможности подготовиться к изменениям в НКУ, которые были приняты накануне нового 2015 года Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII и стартовали уже 01.01.2015 г. Возможно, если бы предприятие заранее знало, что расходы по данной поворотной финпомощи пропадут, оно бы приложило максимум усилий, чтобы погасить такой заем до конца 2014 года. Досадно, но времени для этого не хватило. Хотя принцип стабильности и предполагает, что изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки (пп. 4.1.9 НКУ).

Галина МОРОЗОВСКАЯ,

ведущий бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *