Как удерживается военный сбор с денежного обеспечения военнослужащих

С 01.01.2015 г. военный сбор взимается с тех же доходов, что и НДФЛ. Однако НДФЛ, удерживаемый с денежного обеспечения военнослужащих, направляется на выплату равноценной и полной его компенсации. Как же должен удерживаться военный сбор с денежного обеспечения военнослужащих?

ОТВЕТ: В 2014 году объектом обложения военным сбором были, в частности, доходы в форме зарплаты, прочих поощрительных и компенсационных выплат или иных выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам. Это было предусмотрено редакцией пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 Переходных положений НКУ, действующей до 01.01.2015 г. Учитывая, что денежное обеспечение военнослужащих не имеет отношения к зарплате, поскольку военнослужащие не состоят в трудовых отношениях, такие выплаты в 2014 году не были объектом обложения военным сбором.

Однако с 01.01.2015 г. объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 НКУ (фактически те же доходы, которые облагаются НДФЛ).

Денежное обеспечение, денежные вознаграждения и прочие выплаты, полученные военнослужащими, включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, поскольку таких выплат нет среди доходов, которые в соответствии с п. 165.1 НКУ не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

В соответствии с п. 165.1 НКУ, в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход НЕ включаются:

...
  • сумма денежной помощи, предоставляемой по закону членам семей военнослужащих или лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, погибших (без вести пропавших) или умерших при исполнении служебных обязанностей;
  • сумма денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим за принадлежащее им для получения жилое помещение;
  • сумма денежного или имущественного содержания или обеспечения военнослужащих срочной службы (в т.ч. лиц, проходящих альтернативную службу), предусмотренная законом, которая выплачивается из бюджета или бюджетным учреждением.

То есть все остальные денежные вознаграждения и прочие виды денежного и имущественного содержания (обеспечения), иные выплаты, полученные военнослужащими, попадают под обложение НДФЛ.

Это значит, что из всех этих выплат военнослужащим, облагаемых НДФЛ, нужно удерживать и военный сбор.

Впрочем, удержанный с денежного обеспечения, денежных вознаграждений и прочих выплат, полученных военнослужащими, НДФЛ отдельно согласно п. 168.5 НКУнаправляется исключительно на выплату равноценной и полной компенсации потерь доходов данной категории граждан.

Механизм реализации данной нормы определен в Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации сумм налога с доходов физических лиц, которые удерживаются из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и прочих выплат, полученных военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава, утвержденном постановлением КМУ от 15.01.2004 г. № 44.

В п. 6 вышеупомянутого Порядка указывается, что территориальные органы Казначейства и учреждения банков осуществляют по платежным документам выдачу налоговым агентам наличных для осуществления одновременно выплаты денежного обеспечения и денежной компенсации с уплатой (перечислением) в установленном порядке НДФЛ, удержанного с денежного обеспечения. То есть при выплате денежного обеспечения военнослужащим действует особый порядок перечисления НДФЛ.

В пп. 1.4 п.п. 161 подраздела 10 Переходных положений ХХ НКУ указано, что начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 НКУ. В данной статье НКУ, как уже упоминалось, содержится отдельная норма о направлении удержанного с денежного обеспечения НДФЛ на равноценную его компенсацию.

Поэтому вполне логично возникает вопрос: нужно ли при удержании военного сбора также руководствоваться п. 168.5 НКУ и направлять его на равноценную компенсацию?

Учитывая то что такого требования НКУ не содержит, суммы удержанного военного сбора не должны направляться на равноценную его компенсацию, как и не предусмотрена выплата денежной компенсации военного сбора. Это подтверждает и разъяснение ГУ ГФС в Черниговской области. В то же время они сообщили, что по данному вопросу ГФС подготовила запрос в Минфин. Что ж, будет интересно узнать позицию Минфина по этому вопросу.

Таким образом, получается, что с 01.01.2015 г. воинские части, учреждения и прочие военные формирования должны удерживать и уплачивать военный сбор с сумм денежного обеспечения военнослужащих на общих основаниях. То есть руководствоваться механизмом уплаты военного сбора, предусмотренным для уплаты НДФЛ согласно ст. 168 НКУ, но без применения норм п. 168.5 НКУ.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *