Как уплачивать рентную плату за воду, которую используют одновременно в производственных и санитарно-гигиенических целях

Является ли плательщиком рентной платы за специальное использование воды предприятие, которому воду поставляет другое предприятие в соответствии с договором? Если да, то каким образом разделять воду, использованную для санитарно-гигиенических и производственных нужд? Фактический учет потребления воды ведется в журнале учета водопользования, счетчиков нет. Нужно ли уплачивать рентную плату в двойном размере?

ОТВЕТ: Если заключен договор о водоснабжении, предприятие-потребитель является плательщиком рентной платы за специальное использование воды. Поскольку вода используется не только на санитарно-гигиенические и питьевые нужды, но и в производстве, уплачивать нужно за весь объем потребленной воды. В случае отсутствия счетчика, возможно, рентную плату придется вносить в двойном размере. Далее — подробнее.

Касательно плательщиков рентной платы. Согласно п. 255.1 НКУ, плательщиками рентной платы за специальное использование являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или иных водопользователей (вторичные водопользователи).

Как предусмотрено пп. 255.11.2 НКУ, рентная плата исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (в т.ч. полученной от иных водопользователей) с учетом потерь воды в системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов. При этом за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком иным водопользователямбез заключения с последними договора на поставку воды, рентная плата исчисляется и уплачивается данным водопользователем-поставщиком. Потому в этом случае, если соответствующий договор все же заключен, ваше предприятие как вторичный водопользователь является плательщиком рентной платы за специальное использование воды.

Также обратите внимание: отдельным документом разрешение на специальное водопользование для вторичных водопользователей не оформляется. Данное разрешение оформляет только первичный водопользователь. Вторичные водопользователи уплачивают рентную плату за специальное использование воды исходя из фактических объемов использованной воды и установленных в разрешении первичного водопользователя лимитов. То есть фактически разрешением на специальное водопользование для вторичных водопользователей является установленный в разрешении первичного водопользователя-поставщика лимит использования воды и отвода сточных вод абонентами и договор между ними. Такое же мнение высказано в письме Минприроды от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП. Аналогичной позиции придерживаются и налоговики — см., в частности, письмо ГНСУ от 04.05.2012 г. № 7694/6/15-21161.

...

Касательно налогооблагаемых объемов воды. Специального механизма, который бы позволил отделить объемы воды, использованной на необлагаемые санитарно-гигиенические нужды, от объемов воды, которые идут на производственные нужды, ни НКУ, ни каким-либо иным нормативно-правовым актом не предусмотрено. Более того, с п. 255.2 НКУ следует, что в случае использования субъектом хозяйствования воды в одночасье как для производственных, так и для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, он является плательщиком рентной платы за специальное использование воды за весь объем фактически использованной воды. Напомним содержание п. 255.2 НКУ:

 «Не являются плательщиками рентной платы за специальное использование воды водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупность людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога(выделено нами. — Прим. авт.)».

Кстати, налоговики придерживаются аналогичной точки зрения — см. в категории 121.06 системы «ЗІР» на официальном сайте ГФС ответ на вопрос: «Что является подтверждением факта использования воды СХ исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд».

Касательно учета потребления воды. Как предусмотрено пп. 255.11.10 НКУ, объем фактически использованной воды исчисляется водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов(счетчиков). В случае отсутствия измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительности работы агрегатов, объему произведенной продукции или предоставленных услуг, расходам электроэнергии, пропускной способности водопроводных труб за единицу времени и т.п. ). Для учета использования воды есть типовые формы:

Типовые формы публикуются
на языке оригинала

ПОД-11 «Журнал обліку водоспоживання (водовідведення) водовимірювальними приладами та обладнаннями»;

ПОД-12 «Журнал обліку водоспоживання (водовідведення) побічними методами»;

ПОД-13 «Журнал обліку якості зворотних вод, що скидаються».

Все эти формы, а также указания касательно их применения и заполнения утверждены приказом Госкомстата от 27.07.1998 г. № 264.

При этом заметим: в случае отсутствия измерительных приборов, если есть возможность их установки, рентная плата уплачивается в двойном размере. Условие о возможностиустановления измерительных приборов довольно субъективное. Поэтому возникает вопрос: как обосновать техническую (не-)возможность установления счетчиков?

Налоговики на вопрос: «Какой орган имеет право предоставлять заключение о возможности установления измерительных приборов в СХ с целью исчисления сбора за специальное использование воды в двукратном размере?», в подкатегории 521.06 «ЗІР» отвечали следующее:

 «Полномочия относительно определения возможности установления измерительных приборов предоставлено Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. В случае предоставления указанным Министерством плательщику сбора за специальное использование воды вывода о возможности установления измерительных приборов, такой плательщик уплачивает сбор в двукратном размере».

И хотя в системе «ЗІР» данный ответ обозначен как «актуален до 01.01.2015 г.», он, по сути, сохраняет актуальность до сих пор, поскольку после трансформации сбора за специальное использование воды в рентную плату за специальное использование воды соответствующие нормы в НКУ остались без изменений. В частности, п. 326.10 НКУ (в редакции до 01.01.2015 г.) также предусматривал двойную уплату водного сбора «в случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установления существует».

Учитывая данный ответ, можно сделать вывод: в случае если министерского заключения касательно возможности установления измерительных приборов нет, уплачивать рентную плату в двойном размере также не нужно. Но поскольку контролеры в 2015 году не предоставляли актуальных разъяснений о начислении рентной платы в случае отсутствия измерительных приборов согласно пп. 255.11.10 НКУ, чтобы избежать разночтений в будущем, рекомендуем обратиться за письменной налоговой консультацией в соответствии со ст. 52 НКУ.

Игорь БЕЛОВ,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *