Когда юрлицо могут лишить статуса плательщика НДС из-за отсутствия по местонахождению

(комментарий к письму ГФСУ от 21.09.2015 г. № 2419/2/99-99-11-02-02-10)

Суть вопроса. В 2015 году распространенными являются ситуации сомнительного присвоения плательщикам НДСсостояния 9 «направлено уведомление об отсутствии по местонахождению» в Едином банке данных о налогоплательщиках — юридических лицах (далее — Единый банк данных). Из-за этого возникают проблемы, связанные с:

• регистрацией налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН;
• предоставлением налоговой отчетности;
• аннулированием НДСной регистрации.

В связи с этим в ГФС Украины был направлен депутатский запрос, в котором, в частности, были указаны следующие вопросы:

1. Является ли состояние 9 основанием для лишения статуса плательщика НДС и отказа в регистрации налоговых накладных?

2. Является ли акт об отсутствии юрлица по местонахождению либо справка о невозможности вручения документа налогоплательщику без записи в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР) об отсутствии юрлица по указанному местонахождению основанием для:

• отказа налогоплательщику в регистрации плательщиком НДС;
• аннулирования НДСной регистрации;
• отказа в регистрации налоговых накладных в ЕРНН?

Ответ налоговиков. В письме контролеры кратко рассказали об обмене информацией между ЕГР и ведомственными реестрами ГФС и порядке аннулирования регистрации плательщика НДС. При этом налоговики сделали следующие выводы:

1. Контролирующий орган может принять решение об аннулировании регистрации плательщика НДС в случае, если в ЕГР есть запись об отсутствии юрлица по его местонахождению либо запись об отсутствии подтверждения сведений о юрлице (пп. «ж» п. 184.1 НКУ).

2. Акт об отсутствии юрлица по местонахождению либо Справка о невозможности вручения документа налогоплательщику без записи в ЕГР об отсутствии юрлица по указанному местонахождению не является основанием для отказа в регистрации налоговых накладных в ЕРНН.

Комментарий редакции. Схожие запросы поступали налоговикам и ранее, но до сих пор четкий ответ на проблемные вопросы не был предоставлен (например, письмо ГУ ГФС в Киевской области от 23.02.2015 г. № 565/10/10-36-11-01-10, письмо ГФС от 01.07.2015 г. № 1723/2/99-99-11-02-02-10). Но в указанном случае налоговики сделали четкие и обоснованныевыводы.

Во-первых, состояние 9 в Едином банке данных не является основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС.

...

Аннулирование НДСной регистрации осуществляется только на основании соответствующей записи в ЕГР об отсутствии юрлица по его местонахождению либо об отсутствии подтверждения сведений о юрлице (пп. «ж» п. 184.1 НКУ). А чтобы внести такую запись в ЕГР и принять решение об аннулировании НДСной регистрации должна быть соблюдена следующая процедура:

1. Налоговая проверяет местонахождение плательщика НДС. По результатам проверки контролеры составляют акт проверки местонахождения налогоплательщика (п.п. 12.1 и 12.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1558, далее — Порядок № 1588).

2. В случае если Налоговая устанавливает отсутствие налогоплательщика по его местонахождению, проводится работа по выяснению фактического местоположения налогоплательщика, ответственных и связанных лиц.

При условии, если налогоплательщику невозможно вручить справку, свидетельство, письмо либо любой иной документ, отправленный контролирующим органом, из-за отсутствия налогоплательщика по местонахождению, вместо акта проверки местонахождения налогоплательщика контролеры оформляют справку о невозможности вручения документа налогоплательщику. В ней налоговики указывают причины и добавляют соответствующие документы (при наличии). Замена акта справкой не осуществляется, если другими правовыми актами предусмотрено составление акта.

3. Подразделение Налоговой, которое определило факт отсутствия плательщика НДС по местонахождению, готовит и передает подразделениям Налоговой милиции запрос на установление местонахождения юрлица согласно установленной форме (п. 12.4 р. XII Порядка № 1588).

4. Подразделения Налоговой милиции осуществляют меры касательно установления фактического местонахождения юрлица. В случае  подтверждения Налоговой милицией отсутствия «разыскиваемого» лица по местонахождению либо установления, что фактическое местонахождение юрлица не соответствует зарегистрированному, руководитель (заместитель руководителя) контролирующего органа в течение 3-х рабочих дней принимает решение о направлении соответствующему государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по местонахождению по форме № 18-ОПП для принятия мер, предусмотренных ч. 12 ст. 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV, далее — Закон о госрегистрации (п. 12.5 р. XII Порядка № 1588).

При этом о направлении вышеуказанного уведомления в Единый банк данных, который ведется согласно с п. 191.9 НКУ, вносятся данные об установлении состояния 9 — «направлено уведомление об отсутствии по местонахождению». То есть состояние 9 — это лишь уведомление налоговиками госрегистратора касательно того, что подразделение Налоговой и Налоговая милиция не смогли найти плательщика.

5. После получения от налоговиков уведомления государственный регистратор направляет по почте в течение 5-ти рабочих дней юрлицу уведомление о необходимости предоставления государственному регистратору регистрационной карточки (ч. 12 ст. 19 Закона о госрегистрации).

6. Если в течение месяца после отправки уведомления юрлицо НЕ подает регистрационную карточку о подтверждении сведений о юрлице, государственный регистратор вносит в ЕГР запись об отсутствии подтверждения указанных сведений (ч. 14 ст. 19 Закона о госрегистрации).

7. При наличии записи об отсутствии юридического лица или физического лица — предпринимателя по местонахождению (месту жительства) в ЕГР налоговики принимают решение об аннулировании его регистрации плательщиком НДС. Решение контролирующий орган оформляет по форме № 6-РПДВ и составляет в 2-х экземплярах. И только с даты подписания решения об аннулировании регистрации плательщика НДС руководителем контролирующего органа оно вступает в силу (п.п. 5.5 и 5.6 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина Украины от 14.11.2014 г. № 1130, далее — Положение № 1130).

Подытожим

Для аннулирования регистрации плательщика НДС в связи с отсутствием лица по местонахождению поиск такого лица осуществляет подразделение Налоговой, Налоговая милиция, госрегистратор.  И только при условии, если поиски будут безрезультатными и госрегистратор внесет соответствующую запись в ЕГР, контролирующий орган может лишить юрлицо статуса плательщика НДС.
При этом ни акт проверки местонахождения налогоплательщика, ни справка о невозможности вручения документа налогоплательщику, ни присвоение состояния 9 в Едином банке данных НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЕМ для аннулирования НДСной регистрации БЕЗ соответствующей ЗАПИСИ В ЕГР.

Во-вторых, исчерпывающий перечень причин для отказа в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН определен п. 9 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246 (далее — Порядок № 1246). То есть в иных случаях отказывать в регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН контролеры не имеют права.

Следовательно, отказать плательщику НДС в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки могут в следующих случаях (п. 9 Порядка № 1246):

• в случае наличия ошибок при заполнении налоговой накладной/расчета корректировки;
• в случае отсутствия в ЕРНН сведений, содержащихся в налоговой накладной, которая корректируется;
• в случае регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки с такими же реквизитами;
• в случае нарушения требований касательно наличия суммы налога, исчисленной в соответствии с п. 2001.3 НКУ (для налоговых накладных и/или расчетов корректировки, которые регистрируются после 1 июля 2015 года);
• в случае нарушения требований, установленных п.п. 201.1 и/или 192.1 НКУ (соблюдение условий наложения ЭЦП, порядка регистрации расчетов корректировки).

Итак, подчеркиваем: ни акт проверки местонахождения налогоплательщика, ни справка о невозможности вручения документа налогоплательщику, ни присвоение состояния 9 в Едином банке данных не являются основаниями для отказа в регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН.

Богдан ПОДЦЕРКОВНЫЙ,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *