Можно ли водителю автобуса установить ненормированный рабочий день

(комментарий к письму Минсоцполитики от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13)

Суть проблемы. Возможность устанавливать водителям легковых автомобилей ненормированный рабочий день предусмотрена п. 2.10 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340(далее — Положение № 340). Однако здесь не упоминается о водителях автобусов. Хотя требования Положения № 340распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами. Итак, могут ли, например, учебные заведения и государственные органы установить ненормированный рабочий день водителям автобусов с выплатой доплаты за ненормированность и предоставлением дополнительного ежегодного отпуска за ненормированный рабочий день?

Позиция Минсоцполитики. Предприятие (учреждение, организация) самостоятельно в колдоговоре определяет перечень профессий и должностей, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, и определяет для таких должностей продолжительность дополнительного отпуска. При этом они должны руководствоваться ориентировочными отраслевыми перечнями.

...

Позиция редакции. Ненормированный рабочий день может устанавливаться для работников: работа которых не поддается точному учету во времени; рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности (сельское хозяйство), или они распределяют время для работы по своему усмотрению (п. 5 Рекомендаций относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.1997 г. № 7). Стоит отметить, что список профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день, должен определяться колдоговором. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими отраслевыми профсоюзами могут утверждать лишь ориентировочные перечни работ, профессий и должностей работников с ненормированным рабочим днем.

Учитывая, что нормальная продолжительность рабочего времени водителя включает длительные простои, ожидания в автомобиле (или на рабочем месте) и необходимость доехать до соответствующего места отдыха, то продолжительность его рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время управления в течение дня (смены) не превышает 9 часов (п. 2.3 Положения № 340). То есть условия работы водителя транспортного средства предусматривают необходимость работать и сверхурочно. И здесь не играет роли, транспортным средством какой категории управляет водитель: легковым автомобилем или автобусом.

Таким образом, предприятие (учреждение) самостоятельно решает, для каких профессий (должностей) вводить ненормированный рабочий день, и утверждает соответствующий перечень в колдоговоре. Должность водителя автобуса также можно включать в данный список. На этом и акцентировало внимание Минсоцполитики в комментируемом письме.

В таком случае водитель автобуса будет иметь право на компенсацию сверхурочной работы в виде дополнительного ежегодного отпуска продолжительностью, определенной также колдоговором (до 7 календарных дней) (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР). Количество дней дополнительного ежегодного отпуска зависит от времени, в течение которого водитель работает сверхурочно.

Кроме того, водителям автобусов, занятым обслуживанием государственных органов и органов местного самоуправления, устанавливают доплату за ненормированный рабочий деньв размере 25% тарифной ставки за отработанное время (п. 2 приложения 3 к приказу Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 02.10.1996 г. № 77). Аналогичную норму для водителей автотранспортных средств учебных заведений предусматривает пп. 4 п. 4 приказа МОН Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557).

Учитывают рабочее время в табеле учета использования рабочего времени (п. 6.2 Положения № 340).

Подытожим

Должность водителя автобуса может быть включена в список должностей в колдоговоре, которым устанавливают ненормированный рабочий день. В таком случае работникам, указанным в данном списке, предоставляют дополнительный ежегодный отпуск и выплачивают доплату за сверхурочную работу.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *