Никто не пройдет: чем опасны пробелы тендерного закона

Законодательные препятствия для обжалования решений заказчика в публичных закупках.

Скоро исполнится год с тех пор, как в Украине начал действовать новый закон «О публичных закупках» (далее ─ закон), которым была внедрена система электронных закупок ─ ProZorro. Реформа тендерных торгов, несмотря на привычный скепсис многих украинских критиков, все же позволила значительно повысить уровень конкуренции в сфере государственных закупок и помогла Украине сделать еще один шаг к «прозрачности» использования бюджетных средств и снижению уровня коррупции.

Стоит отметить, что система ProZorro уникальна не только в Украине, но и во всем мире. Это, в частности, подтверждается международной премией в сфере публичных закупок Public Sector Procurement Award за создание и внедрение электронной системы с уникальной архитектурой. «Все видят всё» ─ один из официальных слоганов ProZorro. Любая информация о тендере (поданные предложения всех участников, решение заказчика, квалификационные документы и т.д.) доступна широкой общественности.

Для обеспечения этой прозрачности законом внедрен принцип обязательности проведения всех действий и процедур публичных торгов исключительно через электронную систему. В свою очередь, использование заказчиками и участниками системы электронных закупок возможно только через коммерческие электронные площадки, обеспечивающие регистрацию и участие своих клиентов в тендерах, размещение, получение и передачу информации и документов при проведении процедур закупок и т. п.

«Все видят всё» ─ один из официальных слоганов ProZorro. Для обеспечения этой прозрачности законом внедрен принцип обязательности проведения всех действий и процедур публичных торгов исключительно через электронную систему

По такому же принципу любые жалобы в рамках публичных закупок нужно подавать не напрямую в орган обжалования (Антимонопольный комитет Украины) в привычной бумажной форме, а исключительно в форме электронного документа через электронные площадки.

После размещения участником в электронной системе жалоба автоматически вносится в специальный реестр, и в тот же день публикуется на сайте ProZorro и с сопроводительными документами направляется в АМКУ и заказчику.

...

У автоматизированной системы подачи жалоб есть свои жесткие требования. Например, жалобы автоматически не принимаются системой электронных закупок в случае нарушения определенных законом сроков подачи. Любое восстановление срока на подачу жалобы (ввиду уважительности или неуважительности причин его пропуска) законом вообще не предусмотрено.

Сроки подачи таких жалоб регулируются частью 2 статьи 18 Закона и делятся на три вида:

  1. жалобы, касающиеся тендерной документации и/или принятых решений, действий, бездействия заказчика, которые произошли до подачи тендерных предложений ─ подаются с момента опубликования объявления о проведении торгов, но не позже, чем за четыре дня до даты подачи тендерных предложений (абз. 1 ч. 2 ст. 18 Закона);
  2. жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников в рамках «классических» открытых торгов ─ подаются в течение 10 дней со дня опубликования на сайте ProZorro сообщения о намерении заключить договор, но до дня заключения договора о закупке (абз. 2 ч. 2 ст. 18 Закона);
  3. жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений на соответствие техническим требованиям и квалификационным критериям в рамках открытых торгов с публикацией на английском языке, определенных ч. 4 ст. 10 Закона (для товаров и услуг ─ выше 133 000 евро, для работ ─ выше 5,15 млн евро) ─ подаются в течение пяти дней со дня опубликования на сайте ProZorro протокола рассмотрения тендерных предложений (абз. 3 ч. 2 ст. 18 закона).
Любые жалобы в рамках публичных закупок нужно подавать не напрямую в орган обжалования (АМКУ) в привычной бумажной форме, а исключительно в форме электронного документа через электронные площадки

«Классические» открытые торги наиболее распространены, поэтому логично, что при проведении таких торгов возникает больше всего споров. Как уже отмечалось, абз. 2 ч. 2 ст. 18 закона предусматривает, что жалоба на такие открытые торги может быть подана в течение 10 дней со дня опубликования на сайте ProZorro сообщения о намерении заключить договор. Если говорить сугубо юридическим языком, течение срока на подачу такой жалобы начинается именно с момента уведомления заказчиком победителя процедуры закупки о намерении заключить с ним договор.

Представим ситуацию: есть четыре участника открытых торгов. По результатам рассмотрения тендерных предложений предложения трех участников были отклонены заказчиком из-за того, что, по мнению тендерного комитета, поданные ими документы не соответствуют условиям тендерной документации. А последний участник был признан победителем, поскольку его тендерное предложение соответствует всем критериям и условиям. Таким образом, эти три участника могут подать жалобы в АМК на решение заказчика об отклонении их тендерных предложений со дня опубликования на ProZorro сообщения о намерении заказчика заключить договор с победителем. До сих пор эта функция на любой площадке технически заблокирована, и воспользоваться ею невозможно.

Так вот, проблема заключается в том, что если бы в этой ситуации тендерный комитет заказчика отклонил бы тендерные предложения не трех, а всех четырех участников, то ни один из них не сможет обжаловать такое решение заказчика, ведь в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 18 закона, срок на подачу такой жалобы начнется только в случае определения победителя торгов, что ввиду отклонения всех предложений физически невозможно.

При этом функция «подать жалобу в АМК», как уже сказано, будет неактивна с пометкой «Пожалуйста, дождитесь публикации сообщения по одному из участников». В дальнейшем электронная система ждет некоторый период времени, после чего заказчик в порядке, предусмотренном ст. 31 закона, отменяет торги из-за отклонения всех тендерных предложений.

Такой пробел в законе опасен, в первую очередь, для обеспечения антикоррупционной функции системы электронных закупок, ведь при определенных условиях, если заказчик видит, что «его» участник не победил в аукционе, он может по надуманным причинам отклонить предложения всех участников, и никто не сможет обжаловать такое решение.

ProZorro разработана и функционирует в соответствии с положениями закона, абз. 2 ч. 2 ст. 18 которого не дает возможности электронной системе закупок принимать жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика при отклонении тендерных предложений всех участников, поскольку эта процедура привязана к признанию победителя

Следует признать, что таких случаев немало, и об этой проблеме знают и площадки, и ProZorro, и Министерство экономического развития и торговли Украины, и АМК. Но, к сожалению, проблема пока не решена.

Возникает закономерный вопрос: как выйти из этой ситуации? Если раскручивать всю цепочку данной проблемы, то получается, что авторизованные электронные площадки разработаны и функционируют в соответствии с техническим заданием ProZorro. В свою очередь, ProZorro разработана и функционирует в соответствии с положениями закона, абз. 2 ч. 2 ст. 18 которого не дает возможности электронной системе закупок принимать жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика при отклонении тендерных предложений всех участников, поскольку эта процедура привязана к признанию победителя.

Поэтому, чтобы решить эту проблему, нужно вносить изменения в закон Украины «О публичных закупках». При этом изменения следует вносить системно: о начале течения срока подачи жалоб на решения, действия или бездействие заказчика, а также о порядке отмены заказчиком торгов из-за отклонения всех тендерных предложений.

Как стало известно из беседы с представителями Министерства экономического развития и торговли Украины, соответствующие законодательные инициативы о внесении изменений в профильный закон по этому вопросу уже разрабатываются, но конкретные сроки обращения пока отсутствуют. Более того, представители министерства заверили, что они всегда открыты к сотрудничеству по обсуждению и преодолению существующих проблем в системе публичных закупок, а потому практикующие юристы в сфере публичных закупок, в первую очередь, будут приобщаться к разработке законодательных изменений.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *