Отражение в учете бонусных скидок

Представим ситуацию: продавец и покупатель (оба − юридические лица на общей системе налогообложения) заключили договор поставки товара, согласно условиям которого по результатам продаж покупатель получит определенную денежную мотивационную выплату (бонус) от продавца. Как это отразить в учете?

Правила учета

Имеем две разные операции: одна – продажа товаров, вторая – получение услуг.

Продавец отражает в бухгалтерском учете доход от реализации товаров с учетом налога на добавленную стоимость (далее − НДС) проводкой: дебет субсчета 361 «Расчеты с отечественными покупателями» с кредитом субсчета 702 «Доход от реализации товаров». Одновременно с признанием дохода списывает себестоимость реализованных товаров: дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» – кредит субсчета 281 «Товары на складе».

В свою очередь, бонусы являются мотивационными выплатами, которые оплачивает продавец за предоставленные покупателем маркетинговые услуги. В учете продавца эти суммы отражают в составе расходов на сбыт − по дебету счета 93 «Расходы на сбыт» с кредитом субсчета 631 «Расчеты с отечественными поставщиками». Ведь, согласно п.19 П(С)БУ 16 «Расходы», расходы на сбытвключают такие расходы, связанные с реализацией продукции, как расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг). К тому же стоит помнить, что расходы на сбыт являются расходами, связанными с операционной деятельностью, которые не включаются в себестоимость реализованной продукции (п. 17 П(С)БУ 16).

...

Соответственно, у покупателя, который приобрел товары для дальнейшей реализации и получит бонусы за продвижение товаров на рынке, на сумму бонусов возникает доход. Сумма такого вознаграждения относится к прочим операционным доходам покупателя (п. 7 П(С)БУ 15 «Доход»).

В учете обоих контрагентов указанные операции отражаются на основании подтверждающего первичного документа − акта о предоставлении услуг.

Учитывая сказанное, по договору купли-продажи товаров, который предусматривает выплату бонуса, у продавца возникает доход по реализованным товарам и одновременно расходы на сумму бонуса, которую он должен уплатить покупателю. У покупателя возникает кредиторская задолженность за полученный, но неоплаченный товар, и одновременно дебиторская задолженность за начисленный, но не полученный бонус. Выясним, возможно ли в таком случае провести взаимозачет задолженностей или сможет ли покупатель рассчитываться бонусом за полученные товары.

Условия зачета встречных требований

Возможность зачета встречных требований предусмотрена ст. 601 Гражданского кодекса Украины. Согласно этой норме, обязательство прекращается зачетом встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил, а также требований, срок исполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.

То есть для прекращения обязательств зачетом необходимо наличие нескольких условий.

Во-первых, зачет возможен, если обязательство является встречным. То есть для зачета является необходимым и достаточным наличие двух обязательств. В то же время лицо, выступающее кредитором по первому обязательству, должно быть должником по второму, и наоборот, должник по первому обязательству должен быть кредитором по второму из них.

Во-вторых, требования, подлежащие зачету, должны быть однородными, в этом случае – денежными.

В-третьих, зачет возможен только при условии, что срок исполнения обязательства наступил, либо срок исполнения не установлен или определен моментом востребования.

С учетом указанных требований взаимозачет в таком случае вполне возможен. Как правило, такой взаимозачет оформляется актом о зачете встречных однородных требований и может проводиться либо по заявлению одной из сторон, или по двустороннему соглашению между сторонами.

Налогообложение бонусных предложений

Кроме того, не забывайте, что, согласно требованиям п. 185.1 НКУ, объектом обложения НДС являются операции по поставке как товаров, так и услуг. Следовательно, маркетинговые услуги подлежат обложению НДС на общих основаниях – по ставке 20%.

Поскольку продавец выступает в роли получателя услуги, то будет иметь право на налоговый кредит только при условии регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее − ЕРНН) составленной покупателем налоговой накладной (при условии, что покупатель зарегистрирован плательщиком НДС).

Напомним, что обязанность составления и регистрации в ЕРНН налоговой накладной на маркетинговые услуги возложена на покупателя товаров − плательщика НДС. Для исполнения требований п.п. 187.8, 201.1 НКУ именно он должен составить налоговую накладную на дату возникновения налоговых обязательств (т. е. на дату получения вознаграждения в виде бонуса от продавца товаров или на дату подписания акта оказанных услуг) и в установленный п. 201.10НКУ срок зарегистрировать ее в ЕРНН.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *