Правила проведения налоговых проверок претерпели серьезные изменения

ГФС в письме от 17.01.2017 г. № 1005/7/99-99-14-03-03-17 приводит особенности изменения законодательства в плане организации фискальными органами проверок в 2017 году.

Функция контрольно-проверочной работы закреплено исключительно за контролирующими органами областного и центрального уровней, поэтому начиная с 01.01.2017 г. только этими органами может осуществляться организация и проведение документальных и фактических проверок (в т.ч. быть издан приказ о проведении, оформлено направление (удостоверение), составлен по их результатам акт (справка) и налоговые уведомления-решения, требования (решения) по уплате ЕСВ).

При определении сроков проведения документальных проверок, следует учесть изменения, внесенные в критериев принадлежности плательщика к категории крупных налогоплательщиков:

  • с 12 до 20 млн грн. увеличен показатель уплаты в госбюджет платежей, контролируемых ГФС, ;
  • с 500 млн до 1 млрд грн. увеличен критерий дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала;
  • в перечень субъектов добавлено постоянное представительство нерезидента.

Увеличен с 15 до 90 календарных дней срок, в течение которого при получении заявления с жалобой от покупателя контролирующий орган обязан провести документальную проверку продавца.

Изменен порядок применения штрафных санкций в случае нерегистрации налоговых накладных в ЕРНН, неисправления ошибок, допущенных во время указания обязательных реквизитов налоговой накладной, и выявленных контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по заявлению покупателя (п. 1201.2 НКУ).

...

При проведении выездных документальных проверок следует учесть изменения по определению четкого порядка действий должностных лиц контролирующих органов в случае недопуска их к проведению такой проверки. В частности, в этом случае безотлагательно составляется в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику (уполномоченному лицу налогоплательщика).

Должностное (служебное) лицо налогоплательщика (его представитель или лицо, фактически проводящее расчетные операции) вправе предоставить письменные объяснения составленному контролирующим органом акта. В случае отказа от подписания такого акта, должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа в получении акта (предоставлении письменных объяснений к нему).

Пункт 78.1.1 НКУ дополнен возможностью проведения внеплановой проверки в случае получения информации, свидетельствующей о нарушении требований налогового законодательства.

Срок для предоставления налогоплательщиками разъяснений на запрос контролирующего органа установлен в 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса, уточнены требования к его содержанию.

Согласно п 78.1.5 НКУ внеплановая документальная проверка может быть проведена не только в случае представления плательщиками возражений к акту (справке) проверки, а также дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 НКУ. Приказ о проведении проверки по основаниям, указанным в настоящем подпункте, издается:

  • в случае рассмотрения возражения к акту проверки и / или дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, – контролирующим органом, который проводил проверку;
  • во время проведения процедуры административного обжалования – контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика.

Статья 78 НКУ дополнена новым основанием для проведения документальной внеплановой проверки – в случае если налогоплательщиком не представлено для проведения встречной сверки информацию, определенную в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней.

В случае несогласия с выводами проверки в акте (справке) проверки, налогоплательщик право подать возражения в контролирующий орган, который проводил проверку (ранее – в контролирующий орган по основному месту учета).

При проведении встречной сверки налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса. Документальное подтверждение этой информации по требованию контролирующего органа может быть предоставлено в электронном или бумажном виде по выбору налогоплательщика (п. 73.3 НКУ).

При проведении встречной сверки выясняются только вопросы, указанные в письменном запросе контролирующего органа на проведение встречной сверки, поэтому налоговикам рекомендуют уделить особое внимание перечню запрашиваемой информации и документов.

Изменен объект встречной сверки, при которой осуществляется сопоставление данных, полученных от налогоплательщиков и других субъектов информационных отношений, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения полноты их отражения в учете налогоплательщика (п. 73.5 НКУ). Также ограничена возможность их проведения только с целью получения информации, необходимой в связи с проведением проверок (временные границы не установлены).

По результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок.

Повторные встречные сверки контролирующими органами по одному и тому же вопросу запрещены.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *