Проведение встречных сверок: причины и последствия

Контролирующие органы с целью получения налоговой информации имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика и данных касательно неприбыльных организаций в порядке, определенном постановлением КМУ «Об утверждении Порядка проведения контролирующими органами встречных сверок» от 27.12.2010 г. № 1232 (далее —Порядок) (п. 73.5 НКУ).

В то же время отметим: встречные сверки не являются проверками, это сопоставление данных первичных документов субъекта хозяйствования. Проводятся такие сверки контролирующими органами с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с налогоплательщиком, в частности, для подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете (п. 1 Порядка).

Встречная сверка может проводиться органами ГФС и в ходе проверки. В подтверждение этому в п. 2 Порядка указано: c целью проведения встречной сверки отбираются те субъекты хозяйствования по осуществлению операций, с которыми при принятии мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков возникают сомнения и/или необходимость исследования факта проведения таких операций, их вида, объема и качества, расчетов, осуществлявшихся между указанными субъектами и плательщиками. Проще говоря, если при проведении проверки налогоплательщика появились сомнения в реальности осуществляемых им операций с его контрагентом, то у работников ГФС возникает необходимость проверить этого контрагента.

Участники встречных сверок

Как правило, во встречной сверке принимают участие три стороны:

  • орган ГФС — инициатор;
  • орган ГФС — исполнитель;
  • субъект хозяйствования, которому отправлен запрос.

Отбор субъекта хозяйствования осуществляется путем тщательного анализа такой информации (п. 2.2 Методрекомендаций № 511  ), как:

...
  • регистрационные данные предприятия, данные финотчетности и налоговых деклараций и приложений к ним, информации о предыдущих проверках (сверках), данные таможенных деклараций, информации о совершенных контролируемых операциях (с использованием Информационной системы «Налоговый блок»);
  • наличие различий между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом по НДС (с использованием Системы автоматизированного сопоставления налогового обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов);
  • сведения, содержащиеся в налоговых накладных и/или расчете корректировки количественных и стоимостных показателей к ним, а также приложенных к реестру документов, наличие или отсутствие факта их регистрации (с использованием Единого реестра налоговых накладных);
  • информации о производстве по делам об административном и судебном обжаловании налоговых уведомлений-решений (с использованием АИС «Жалоба» и АИС «Суды»);
  • наличие и состояние деятельности хозяйственных единиц, по которым налогоплательщик осуществляет розничную торговлю, данные о регистрации и снятии с учета РРО, а также объемы операций (с использованием подсистемы системы «Регистрация субъектов хозяйствования», «Регистрация и учет регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций»);
  • информация о количестве и динамике работников, работающих по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам в отчетном периоде, начислении и выплате доходов в пользу физических лиц, сумм удержанного с них налога с использованием Государственного реестра физических лиц;
  • наличие взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые имеют признаки фиктивных, информация о которых внесена в АИС «Субъекты фиктивного предпринимательства» Информационной системы;
  • наличие информации о нарушениях субъектом хозяйствования налогового, валютного, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  • наличие информации о проведении финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, и другой информации, полученной предусмотренным законом способом.

Оформление результатов встречных сверок

Контролирующий орган (исполнитель), который проводит встречную сверку, составляет справку при наличии информации, которую запрашивает орган-инициатор. Если нужной инициатору информацией орган-исполнитель не владеет, им составляется соответствующий запрос, также и на документальное подтверждение данной информации, заверенный печатью, и отправляется налогоплательщику заказным письмом, которое вручается под расписку (п. 4Порядка). Ответ должен последовать в течение месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (п. 6 Порядка, п. 73.3 НКУ).

Результаты встречной сверки оформляются путем составления справки, которая подписывается субъектом хозяйствования (законным или уполномоченным представителем) и должностными лицами органа ГФС и в десятидневный срок лично вручается субъекту хозяйствования либо его законному или уполномоченному представителю под расписку или же направляется субъекту хозяйствования по его адресу заказным письмом с уведомлением о вручении.

Встречная сверка может проводиться только в случае получения от субъекта хозяйствования информации, которая определена в запросе. Поэтому выводы, в их числе и выяснения реальности хоздеятельности и отражения ее в учете налогоплательщика, могут делаться и излагаться в справке по результатам проведения встречной сверки исключительно при сопоставлении первичных документов. Такая правовая позиция сформировалась тремя судами (см. постановление Киевского апелляционного административного суда от 26.06.2014 г. по делу № 826/931/14, постановление Винницкого окружного административного суда от 23.06.2015 г. по делу № 802/1095/15-а и определение ВАСУ от 27.04.2016 г. по делуК/800/35688/14).

Справка составляется в двух экземплярах и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов не позднее последнего рабочего дня срока, отведенного для проведения встречной сверки (п. 4.6 Методрекомендаций № 511).

В случае отказа субъекта хозяйствования (законного или уполномоченного представителя) от подписания Справки (неявки для подписания) должностными лицами органа ГФС составляется соответствующий акт в произвольной форме, удостоверяющий факт такого отказа (неявки) и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов (п. 4.8 Методрекомендаций № 511).

Обратите внимание! При установлении фактов, которые не дают возможности провести встречную сверку в связи со снятием субъекта хозяйствования с учета, установлением его отсутствия и/или его должностных (уполномоченных) лиц по местонахождению (налоговому адресу), непредоставлением информации и документов для проведения встречной сверки контролирующий орган (исполнитель) составляет акт о невозможности проведения встречной сверки субъекта хозяйствования, который подписывается должностными лицами контролирующего органа (исполнителя) (абз. 2 п. 7 Порядка).

Что дальше?..

Результаты проведенной встречной сверки субъекта хозяйствования подлежат учету в результатах проверки налогоплательщика органом ГФС — инициатором и приобщаются к материалам такой проверки. При получении материалов встречной сверки по окончании проверки налогоплательщика орган ГФС — инициатор:

  • в случае подтверждения реальности осуществления хозяйственных отношений с субъектом хозяйствования (их вида, объема, качества, расчетов и т.п.) — прилагает материалы встречной сверки к материалам проверки;
  • в случае неподтверждения реальности осуществления хозяйственных отношений с субъектом хозяйствования (их вида, объема, качества, расчетов и т.п.) — осуществляет меры относительно проведения документальной внеплановой проверки данного налогоплательщика с учетом требований НКУ.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *