Приказ об учетной политике бюджетного учреждения: с 2015 года все по-новому

С 1 января 2015 года наконец вводятся первые Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе (далее — НП(С)БУГС).

Субъектами бухгалтерского учета в государственном секторе является Минфин, который обеспечивает проведение государственной политики в области бухгалтерского учета, распорядители бюджетных средств, Казначейство и фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета (п. 2 Общих вопросов Стратегии модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007–2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 16.01.2007 г. № 34).

Поэтому бухгалтерам бюджетных учреждений придется срочно изучать первые девять НП(С)БУГС:

• 121 «Основные средства»;
• 122 «Нематериальные активы»;
• 123 «Запасы»;
• 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок»;
• 127 «Уменьшение полезности активов»;
• 128 «Обязательства»;
• 130 «Влияние изменений валютных курсов» (кроме р. III);
• 132 «Выплаты работникам»;
• 133 «Финансовые инвестиции».

Учитывая то, что с 2015 года вводятся не все НП(С)БУГС, а в большинство из них внесен ряд важных изменений, мы будем рассматривать тему учетной политики, принимая во внимание последние нововведения, внесенные приказом Минфина от 25.11.2014 г. № 1163.

Учетная политика: суть и подходы к составлению

Учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности (абз. 10 ст. 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV). Основные подходы к учетной политике определены НП(С)БУГС 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок», утвержденным приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

Так, в п. 4 раздела I НП(С)БУГС 125 прописано, что учетная политика субъекта госсектора определяется распорядительным актом, в котором должны быть установлены методы оценки, учета, процедуры, которые должен применять субъект госсектора и по которым нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрено более одного варианта.Одновариантные методы оценки, учета и процедур в данный распорядительный актвключать нецелесообразно.

Как известно, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях урегулирован рядом нормативно-правовых актов, поэтому возможностей для выбора вариантов немного. Да и НП(С)БУГС, которые вводятся с 1 января 2015 года, предлагают в большинстве случаев лишь один вариант. Например, в отличие от субъектов хозяйствования, для субъектов госсектора амортизация начисляется только с применением прямолинейного метода (п. 6 р. IV НП(С)БУГС 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202).

В случае когда НП(С)БУГС предусматривает применение нескольких методов оценки, бюджетное учреждение должно выбрать один из них и последовательно его применять. На основе принципа последовательности учетная политика должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики. На это указывает Минфин в письме от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793. Ведь по принципу последовательности предполагается постоянное применение выбранной учетной политики.

Таким образом, основная цель учетной политики учреждения — сформировать методы и принципы учета, которые бы обеспечили составление прозрачной, достоверной финансовой отчетности, соответствующей всем требованиям НП(С)БУГС.

Учетная политика бюджетного учреждения: что включает

В соответствии с пп. 7 п. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59 (далее — Типовое положение № 59), главный бухгалтер подает руководителю бюджетного учреждения предложения касательно:

определения учетной политики;

изменения выбранной учетной политики с учетом особенностей деятельности бюджетного учреждения и технологии обработки учетных данных.

Как уже понятно, в связи с введением НП(С)БУГС с 1 января 2015 года однозначно нужен новый приказ об учетной политике. С учетом норм НП(С)БУГС, которые вводятся, распорядительный документ об учетной политике субъекта государственного сектора должен определять, в частности:

единицу аналитического учета запасов;
порядок аналитического учета запасов, формы первичных документов, используемых для оформления движения запасов, разработанные субъектом государственного сектора самостоятельно;
методы оценки выбытия запасов;
периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;
порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, применения отдельного субсчета или аналитического счета учета транспортно-заготовительных расходов;
сроки полезного использования групп основных средств;
сроки полезного использования групп нематериальных активов;
количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, события и статьи финансовой отчетности.

Основные элементы, которые следует учесть при формировании учетной политики бюджетного учреждения в соответствии с проектом методрекомендаций по учетной политике субъекта госсектора, приведем в таблице.

Таблица

Элементы учетной политики бюджетного учреждения


п/п
Элемент учетной политики
Возможные варианты
Норма
1
Введение новых субсчетов (счетов второго, третьего порядков)
указывают новые субсчета с сохранением кодов (номеров) субсчетов плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного в установленном законодательством порядке
п. 2 Плана
счетов*
2
Единица бухгалтерского учета запасов субъекта государственного сектора
или наименование запасов
п. 3 р. IНП(С)БУГС 123«Запасы»
или однородная группа (вид)
3
Метод оценки запасов при их выбытии (отпуске запасов в производство, из производства, продаже и ином выбытии)
идентифицированная себестоимость соответствующей единицы запасов;

средневзвешенная себестоимость;

себестоимость первых по времени поступлений запасов (ФИФО).

...
Для всех единиц учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов
п. 4 р. IVНП(С)БУГС 123«Запасы»
4
Порядок аналитического учета и оформления движения запасов
определяют, какие аналитические формы используются для учета запасов, формы первичных документов, разработанные самостоятельно субъектом госсектора
5
Периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов
оценка по ежемесячной средневзвешенной себестоимости производится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов
п. 6–7 р. IVНП(С)БУГС 123«Запасы»
оценка по периодической средневзвешенной себестоимости запасов проводится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на дату операции на суммарное количество запасов на дату операции по их выбытию
6
Порядок учета транспортно-заготовительных расходов
сумма транспортно-заготовительных расходов может обобщаться на отдельном субсчете
п. 10 р. IVНП(С)БУГС 123«Запасы»
сумма транспортно-заготовительных расходов может обобщаться на аналитическом счете по отдельным группам запасов, если они связаны с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов
7
Порядок распределения транспортно-заготовительных расходов
сумма транспортно-заготовительных расходов, которая обобщается на отдельном субсчете учета запасов, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов на конец отчетного месяца и суммой выбывших запасов(использованных, реализованных, безвозмездно переданных  и т.д.) за отчетный месяц
п. 10 р. IVНП(С)БУГС 123«Запасы»
сумма транспортно-заготовительных расходов, которая относится к выбывшим запасам, определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных расходов и стоимости выбывших запасов с отражением ее на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие данных запасов. Средний процент транспортно-заготовительных расходов определяется делением суммы остатков транспортно-заготовительных расходов на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, поступивших за отчетный месяц
8
Типовые сроки полезного использования групп основных средств
в приказе об учетной политике следует привести их обоснование, если они отличаются от определенных методрекомендациями по учетной политике
п. 4 р. IVНП(С)БУГС 121«Основные средства»
9
Типовые сроки полезного использования нематериальных активов
в приказе об учетной политике следует привести их обоснование, если они отличаются от определенных методрекомендациями по учетной политики
п. 5 р. IVНП(С)БУГС 122«Нематериальные активы»
10
Количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности
определяются субъектом госсектора, если такие критерии не установлены прочими нормативно-правовыми актами и вводятся исходя из потребностей пользователей такой информации. Существенной является информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователей финансовой отчетности
* План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Однако на сегодняшний день у главного бухгалтера для предоставления предложений по учетной политике не хватает даже нормативно-правовой базы. Тем более, на официальном сайте Минфина уже обнародованы методрекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов и запасов, учитывающих требования соответствующих НП(С)БУГС и конкретизирующих некоторые особенности бухгалтерского учета перечисленных активов.

Поэтому вначале 2015 года главному бухгалтеру не стоит спешить с подготовкой предложений по учетной политике. Ведь Минфин уже подготовил проект методических рекомендаций по учетной политике субъекта госсектора, и скоро данный документ будет принят. Поэтому лучше дождаться методрекомендаций, тем более что они предусматривают согласование учетной политики и изменений к ней с субъектом управления.

Следовательно, чтобы взвешенно подойти к разработке предложений по учетной политике бюджетного учреждения, главбух сначала должен проанализировать все НП(С)БУГС и методические рекомендации, которые должен принять Минфин, а приказ об учетной политике придется согласовывать с субъектом управления.

Специалисты Минфина советуют в приказе об учетной политике прописать нюансы, приведенные в таблице, а все остальные вопросы, касающиеся организации учета, собрать в отдельный приказ.

Изменения в учетной политике: в каких случаях вносят

В соответствии с п. 1 р. ІІІ НП(С)БУГС 125, учетная политика может изменяться только в случае, если:

изменяются требования положения (устава);
изменяются требования органа, утверждающего НП(С)БУГС;
изменения обеспечат достоверное отражение событий или хозяйственных операций в финансовой отчетности субъекта госсектора.

Так, изменением учетной политики считается, в частности:

переход на применение нового принципа бухгалтерского учета;
изменение подхода к признанию или измерению хозяйственной операции или события в пределах одного принципа бухгалтерского учета.

При этом не считается изменением учетной политики: принятие учетной политики для событий и хозяйственных операций, отличающихся по содержанию от предыдущих; принятие новой учетной политики для событий или хозяйственных операций, не происходивших ранее или которые не были существенными.

Обратите внимание!

Учетная политика может быть изменена, как правило, в начале года. Изменять учетную политику бюджетное учреждение может лишь в исключительных случаях, предусмотренных НП(С)БУГС, и данные изменения должны быть обоснованными.

Учетная политика применяется относительно событий и хозяйственных операций с момента их возникновения, за исключением случаев, когда корректировка финансового результата предыдущих периодов на начало отчетного года невозможна (п.п. 4, 6 р. ІІІ НП(С)БУГС 125).

Следует отметить, что согласно п. 5 р. ІІІ НП(С)БУГС 125 влияние изменения учетной политики на события и хозяйственные операции прошлых периодов отражается в отчетности путем:

корректировки сальдо финансовых результатов предыдущих периодов на начало отчетного года;
представления сравнительной информации о предыдущих отчетных периодах.

При изменении учетной политики субъекта госсектора учетная политика (с учетом изменений) прилагается к годовой финансовой отчетности в форме описания либо прилагается копия распорядительного документа.

Организация учета в бюджетном учреждении

Учитывая вышеизложенное, в приказе об учетной политике прописывают лишь элементы учета, носящие постоянный характер и имеющие несколько возможных вариантов применения.

Кроме того, в соответствии с пп. 7 п. 13 Типового положения № 59 главный бухгалтер бюджетного учреждения должен подать руководителю бюджетного учреждения не только предложения по определению учетной политики (или изменения в избранную ранее), но и предложения, касающиеся:

отраслевых особенностей деятельности бюджетного учреждения;
технологии обработки учетных данных;
системы и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота;
дополнительных регистров аналитического учета, отчетности и контроля за хозяйственными операциями.

Все эти вопросы можно урегулировать в отдельном приказе об организации учета в бюджетном учреждении, которым:

• ввести дополнительные формы для детализации поступлений и расходов по различным видам платных услуг, в т. ч. для учета поступлений и обязательств по административным услугам;

• предусмотреть иные формы (сведения) для учета, скажем, сроков эксплуатации основных средств, учета температурного режима, пробега автомобилей и шин, учета проведенных ремонтов необоротных активов с указанием вида ремонта;

• предусмотреть лимиты и нормативы расходования горючего, дезинфицирующих и моющих средств, прочих запасов;

• утвердить график и порядок документооборота первичных и прочих бухгалтерских документов, в т.ч. при получении матценностей. В указанном графике отметить сроки предоставления авансовых отчетов, прочих отчетных и бухгалтерских форм, сроки предоставления в бухгалтерию табелей, приказов, больничных для начисления оплаты и иных документов;

• утвердить необходимые для работы формы, не предусмотренные нормативными актами, в частности, формы оборотной ведомости движения необоротных активов, акта ввода в эксплуатацию необоротных активов, ведомости учета сроков эксплуатации необоротных активов, формы сметы на командировку, отчета о проделанной работе в командировке и т. п.;

• утвердить форму путевого листа, порядок использования легковых автомобилей, порядок расчета нормативного расхода топлива;

• зафиксировать конкретные указания по другим вопросам, в частности: порядок использования легкового автотранспорта (кто им распоряжается и контролирует его использование), месячные лимиты пробега автомобиля и расходования горючего и порядок их учета; порядок определения норм использования горючего и применение корректирующих коэффициентов; формы смет расходов и порядок их оформления; механизм согласования расходов (нормативов, лимитов) с руководителем (в случае их превышения).

В приложениях к приказу об организации учета в бюджетном учреждении можно привести формы документов, которые нормативными документами не предусмотрены. Мы говорим о формах, не являющихся первичными документами, а являющихся промежуточными и дополнительными формами.

Образцы вышеуказанных порядков и форм приведены в приложениях к Приказу об учетной политике бюджетного учреждения.

Вместе с тем, правила и график документооборота можно утвердить и отдельным приказом.

Также последним лучше утвердить положение о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления ее результатов, о чем указывается в п. 22 р. ІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г.№ 879.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *