Письмо ГФСУ N 1640/4/99-99-19-03-01-13 от 30.06.2015 г. относительно результатов функционирования системы электронного администрирования НДС в тестовом режиме

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 30.06.2015 г. N 1640/4/99-99-19-03-01-13

ГФС Украины рассмотрела письмо и обращение народного депутата Украины, члена Межфракционного депутатского объединения “Депутатский контроль” М. Полякова от 25.06.2015 г. относительно результатов функционирования системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в тестовом режиме и в пределах компетенции сообщает.

Информация относительно результатов внедрения системы электронного администрирования НДС, в том числе в части технической ее готовности, предоставлялась Министерству финансов Украины письмами от 12.05.2015 г. N 1169/4/99-99-19-03-01-13, от 05.06.2015 г. N 1427/4/99-99-19-03-01-13 и N 1428/4/ 99-99-19-03-01-13.

На дополнение к указанным письмам следует отметить, что по состоянию на 26 июня 2015 года в системе зарегистрировано 103 млн. налоговых накладных и 3,5 млн. расчетов корректирования и отображено более 270 тысяч операций по таможенным декларациям.

За период функционирования системы электронного администрирования НДС прослеживается увеличение поступлений в Государственный бюджет Украины.

Так, на протяжении марта – июня 2015 года в условиях функционирования системы электронного администрирования НДС в Государственный бюджет Украины мобилизовано 35,1 млрд. грн., что на 8 млрд. грн. или на 29,4 % больше сравнительно с соответствующим периодом в прошлом году.

В 2015 году прогнозируется обеспечить сбор НДС в сумме 92,5 млрд. грн., который утвержден Законом Украины “О Государственном бюджете Украины на 2015 год”, с изменениями.

Относительно контроля за использованием средств на счетах в системе электронного администрирования НДС (далее – электронные счета) следует отметить, что согласно п. 2001.7 ст. 2001 Кодекса средства, зачисленные на электронный счет плательщика налога, являются средствами, которые используются исключительно в целях, определенных п. 2001.5 ст. 2001 Кодекса, а именно – с такого счета перечисляются средства:

в государственный бюджет или на специальный счет плательщика – сельскохозяйственного предприятия, избравшего специальный режим согласно ст. 209 Кодекса, в сумме налоговых обязательств по НДС, подлежащих уплате по результатам отчетного налогового периода;

на текущий счет плательщика налога по его заявлению в размере суммы средств, превышающую сумму задекларированных к уплате в бюджет налоговых обязательств.

При этом операции по перечислению средств в системе электронного администрирования НДС осуществляются исключительно Госказначейством, которое, в свою очередь, делает невозможным действия по манипулированию средствами на электронных счетах.

...

Относительно вопросов потерь плательщиков налога от внедрения системы электронного администрирования НДС на постоянной основе в части вымывания оборотных средств следует отметить, что с 01.07.2015 г. система электронного администрирования НДС предусматривает регистрацию всех налоговых накладных и расчетов корректирования в ЕРНН на сумму налога, исчисленную согласно п. 2001.3 ст. 2001 Кодекса.

Так, депонирование средств на счетах в системе электронного администрирования НДС будет происходить в размере НДС, то есть регистрация налоговых накладных / расчетов корректирования в ЕРНН будет осуществляться на сумму НДС, указанную у полученных налоговых накладных и уплаченную на таможне, недостаточности которой плательщик для обеспечения такой регистрации должен пополнить свой электронный счет на сумму такой недостачи.

Кроме того, с целью избежания отвлечения оборотных средств плательщиков НДС Кодексом предусмотрено увеличение суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН:

на сумму отрицательного значения, возникшего за отчетные (налоговые) периоды до 01.02.2015 г. (по заявлению плательщика);

на сумму переизбытка зачисленных в бюджет средств по состоянию на 01.07.2015 г. (автоматически);

на сумму среднемесячного размера налога, задекларированного и погашенного плательщиком в бюджет на протяжении предыдущих 12 месяцев (автоматически 01.07.2015 г.).

Таким образом, не происходит отвлечения оборотных средств плательщика.

В части переноса отрицательного значения за предыдущие периоды сообщаем такое. Согласно п. 33 подраздела 2 раздела XX Кодекса сумма налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректирования, по решению плательщика налога может быть увеличена на сумму непогашенных остатков сумм налога, заявленных им к бюджетному возмещению за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 года, задекларированные к бюджетному возмещению за такие периоды в счет уменьшения налоговых обязательств по налогу следующих отчетных (налоговых) периодов, отрицательного значения суммы, рассчитанной согласно п. 200.1 ст. 200 Кодекса, и остатка отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов после бюджетного возмещения, задекларированных плательщиком налога за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 года.

Такое решение плательщик налога отображает в заявлении, подающемся в составе налоговой декларации за отчетный (налоговый) период после 1 февраля 2015 года, в котором оно принято.

ГФС Украины автоматически увеличивает сумму налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки, на соответствующую сумму и на запрос плательщика налога информирует его о сумме увеличения путем направления электронного уведомления.

Сумма такого увеличения отображается плательщиком налога в составе налогового кредита налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором оно осуществлено.

Таким образом, п. 33 подраздела 2 раздела XX Кодекса четко определено, что суммы отрицательного значения, на которые плательщику налога пополнена регистрационная сумма, включаются в налоговый кредит отчетного (налогового) периода, в котором состоялось такое пополнение.

Детальные разъяснения относительно особенностей заполнения налоговой декларации по НДС за февраль 2015 года и следующие отчетные периоды предоставлены письмом ГФС от 06.03.2015 г. N 7796/7/99-99-19-03-02-17, которым были обязаны Главные управления ГФС в областях, г. Киеве и Межрегиональное главное управление ГФС – Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков довести указанное письмо к сведению плательщиков налога и подчиненных подразделений и обеспечить его учет во время приема отчетности по НДС за февраль 2015 года и следующие отчетные периоды.

В письме особое внимание акцентировано на том, как правильно отобразить в приложении 2 к налоговой декларации по НДС отрицательное значение предыдущих отчетных периодов и суммы НДС, задекларированные к возмещению в налоговых (отчетных) периодах до 01.02.2015 г.

Также было акцентировано внимание, что для корректного переноса показателей из интегрированной карточки плательщика налога (далее – ИКПН) в таблицу 1 приложения 2 к декларации плательщикам налога целесообразно обратиться в соответствующий контролирующий орган для сверки остатков отрицательного значения по состоянию на 01.02.2015 г. в разрезе налоговых периодов их возникновения.

Плательщики, которые воспользовались разъяснением, предоставленным указанным выше письмом ГФС от 06.03.2015 г., и осуществили сверку остатков отрицательного значения по состоянию на 01.02.2015 г. в разрезе налоговых периодов их возникновения, смогли корректно заполнить отчетность по НДС за февраль 2015 года и следующие отчетные периоды.

Одновременно сообщаем, что в результате проведения разъяснительной работы уменьшено количество представленных уточненных расчетов. Так, в марте было представлено 5552 уточнящих расчетов к декларации по НДС за февраль этого года, а в июне количество представленных уточняющих расчетов к декларации за май этого года уменьшено почти на 50 % (представлено 2987 уточняющих расчетов).

Относительно соответствия системы электронного администрирования НДС нормам Директивы Совета 2006/112/ЕС об общей системе налога на добавленную стоимость от 28.11.2006 г. (далее – Директива 2006/112/ЕС) следует отметить, что указанная система не внесла изменений в базовые принципы взыскания НДС, определенные Кодексом.

Так, нормы Кодекса, определяющие круг плательщиков НДС, объект и базу налогообложения, принципы формирования налоговых обязательств и налогового кредита, порядок определения сумм налога, подлежащих уплате в бюджет или бюджетному возмещению, остаются неизменными и в целом отвечают нормам Директивы Совета 2006/112/ЕС.

При этом Директива 2006/112/ЕС не регламентирует порядок составления, регистрации в ЕРНН налоговых накладных, а также порядок проведения расчетов с бюджетом. То есть внедрение системы электронного администрирования НДС не противоречит нормам Директивы Совета 2006/112/ЕС.

Относительно возврата НДС в автоматическом режиме сообщаем, что сроки проведения бюджетного возмещения налога, в том числе в автоматическом режиме, определены Кодексом и, соответственно, не могут быть изменены внутренними приказами ГФС Украины.

Кроме того, с внедрением системы электронного администрирования НДС декларирование сумм НДС к возмещению из бюджета осуществляется на месяц раньше, а также сокращено число критериев для автоматического бюджетного возмещения.

Председатель

Р. Насиров

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *