Письмо ГФСУ N 8944/Г/99-99-17-03-03-14 от 25.09.2015 г. относительно налогообложения пенсии

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 25.09.2015 г. N 8944/Г/99-99-17-03-03-14

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно налогообложения пенсии и в пределах компетенции сообщает следующее.

Согласно части второй ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Органы ГФС в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, Кодексом, законами Украины, актами и поручениями Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства Украины по вопросам налогообложения, изданными в пределах полномочий.

Налоговый кодекс Украины (далее – Кодекс) регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства (п. 1.1 ст. 1 Кодекса).

Кроме того, Кодексом определяются функции контролирующих органов, в частности п. 191.1 ст. 191 Кодекса определено, что контролирующие органы осуществляют контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов, сборов, платежей, установленных Кодексом, а также предоставляют налоговые консультации в соответствии с нормами Кодекса.

Налогообложение доходов физических лиц регулируется разделом IV Кодекса, в который Законом Украины от 28 декабря 2014 года N 71-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы” (далее – Закон N 71), который вступил в силу с 01.01.2015 г., внесены изменения в части налогообложения пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом), получаемых плательщиком налога из Пенсионного фонда Украины.

Так, пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Кодекса установлено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются, в частности, суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом), получаемых плательщиком налога из Пенсионного фонда Украины, если их размер превышает три размера минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, – в части такого превышения.

...

Положения этого подпункта не применяются к пенсиям, назначенным участникам боевых действий в период Второй мировой войны, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”.

В соответствии со ст. 8 Закона Украины от 28 декабря 2014 года N 80-VIII “О Государственном бюджете Украины на 2015 год” размер минимальной заработной платы на 1 января 2015 составляет 1218 гривен в месяц.

Согласно п. 167.1 ст. 167 Кодекса ставка налога составляет 15 проц. базы налогообложения относительно начисленных (выплаченных, предоставленных) доходов, кроме случаев, определенных в п. 167.2 – 167.6 ст. 167 Кодекса.

Если база налогообложения в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, к сумме такого превышения применяется ставка 20 процентов.

Вместе с тем, согласно пп. “е” п. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается, в частности, сумма пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом), получаемых плательщиком налога из Пенсионного фонда Украины, кроме случая, определенного пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Кодекса.

Налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу плательщика, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет (пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Кодекса).

В соответствии с п. 168.3 ст. 168 Кодекса расчет налоговых обязательств с налогооблагаемого дохода плательщика налога, начисленного у источника его выплаты, взимается налоговым агентом (в том числе органами Пенсионного фонда Украины).

Также п. 161 подраздела 10 раздела ХХ НКУ предусмотрено, что временно, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины, устанавливается военный сбор.

В соответствии с пп. 1.1 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 Кодекса, в частности, физические лица – резиденты, получающие доходы из источника их происхождения в Украине.

Объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 Кодекса (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса).

Согласно п. 163.1 ст. 163 Кодекса объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который включается, в частности, сумма пенсии, полученной в соответствии с пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Кодекса.

Ставка сбора составляет 1,5 проц. объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса (п. 1.3 п. 161подраздела 10 раздела XX Кодекса).

Кроме того, пп. 1.7 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса предусмотрено, что освобождаются от обложения сбором доходы, которые согласно разделу IV Кодекса не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1.52 п. 165.1 ст. 165 Кодекса.

Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Кодекса (пп. 1.4 п. 161подраздела 10 раздела XX Кодекса).

Учитывая изложенное, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога, то есть не облагается налогом, сумма пенсии (включая сумму ее индексации, начисленную в соответствии с законом), не превышающей в 2015 году 3654 гривны (1218 гривен х 3).

При этом если сумма пенсий превышает в 2015 году указанный размер, то часть такого превышения включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога и является объектом обложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором на общих основаниях, с учетом норм пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что Кабинет Министров Украины согласно ст. 1 Закона Украины от 27 февраля 2014 года N 794-VII “О Кабинете Министров Украины” является высшим органом в системе органов исполнительной власти, осуществляет исполнительную власть непосредственно и через министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации, направляет, координирует и контролирует деятельность этих органов.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 06 апреля 2011 года N 384, Пенсионный фонд Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам пенсионного обеспечения и ведения персонифицированного учета поступлений от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос), деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра социальной политики Украины. Одной из основных задач Пенсионного фонда Украины является назначение (перерасчет) пенсий.

Учитывая указанное, вопрос назначения (перерасчета), выплаты пенсий (доплат) не относится к компетенции Государственной фискальной службы Украины, а находится в правовом поле Пенсионного фонда Украины.

С уважением,

Председатель

Р. М. Насиров

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *