Письмо ГФСУ N 11999/6/99-99-19-01-01-15 от 09.06.2015 г. “Относительно разъяснения проблемных вопросов, возникающих в процессе практического применения налогового законодательства”

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 09.06.2015 г. N 11999/6/99-99-19-01-01-15

О предоставлении разъяснения

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо общественной организации “Всеукраинский бухгалтерский клуб” от 27.04.2015 г. N 9 относительно разъяснения проблемных вопросов, возникающих в процессе практического применения налогового законодательства, и в пределах компетенции сообщает.

Согласно пункту 52.2 статьи 52 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс) налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.

Подоходный налог

С 2015 года налог на прибыль определяется по данным бухгалтерского учета. То есть так называемых нехозяйственных расходов уже нет. Предприятие приобретает бутилированную питьевую воду для общего пользования (сотрудники пьют эту воду в рабочее время). Являются ли эти расходы предприятия “хозяйственными” для целей обложения НДС?

В соответствии с подпунктом 134.1.1 пункта 134.1 статьи 134 Кодекса расчет объекта налогообложения налогом на прибыль осуществляется на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения в соответствии с положениями раздела III “Налог на прибыль предприятий” Кодекса. Положения этого раздела не предусматривают корректировки финансового результата до налогообложения на расходы, понесенные на приобретение бутилированной питьевой воды для общего пользования.

Следовательно, такие расходы отражаются по правилам бухгалтерского учета.

Согласно п. 137.5 НК налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет за отчетный период, уменьшается на сумму начисленного и уплаченного налога на недвижимость (в части объектов нежилой недвижимости). В связи с этим возникают вопросы: как отразить в бухгалтерском учете начисленный налог на недвижимость за нежилые объекты? Как известно, налог на недвижимость уплачивается до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Какая сумма уменьшает налог на прибыль – начисленная или фактически уплаченная за отчетный период? Например, в 2015 году авансовый платеж будет оплачен до 30 января 2016 года. Попадет ли эта сумма к уменьшению налога на прибыль, рассчитанного за 2015 год?

Кроме того, согласно пункту 137.5 статьи 137 Кодекса суммы налога, подлежащие уплате в бюджет плательщиками налога, уменьшаются на сумму начисленного и уплаченного налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) в соответствии с разделом XII Кодекса относительно объектов нежилой недвижимости.

Таким образом, авансовый взнос по налогу на имущество, уплаченный за IV квартал 2015 года до 30 января 2016 года, уменьшает налог на прибыль, начисленный за 2015 год.

Корректировка финансового результата, определенного по данным бухгалтерского учета, на сумму налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) разделом III Кодекса не предусмотрено.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” (далее – Закон N 996) регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Следовательно, по вопросу относительно правильности отражения в бухгалтерском учете суммы начисленного и уплаченного налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) в соответствии с разделом XII Кодекса относительно объектов нежилой недвижимости следует обращаться в Министерство финансов Украины.

Предприятие приобретает ГСМ для служебного легкового автомобиля. Надо ли сейчас при списании ГСМ по нормам расхода доказывать “хозяйственность” маршрута согласно путевому листу? Как в 2015 году отражать превышение расхода топлива над линейной нормой согласно путевому листу служебного автомобиля?

В соответствии с пунктом 44.1 статьи 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта.

Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее окончания (часть 1 статьи 9 Закона N 996).

В соответствии с Законом Украины от 5 июля 2011 года N 3565-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок” в текстах Законов Украины “Об автомобильном транспорте”, “О дорожном движении” и “О милиции” исключена ссылка на путевые листы любых автотранспортных средств, в том числе грузовых автомобилей.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена типовая форма бланка путевого листа легкового автомобиля, то предприятие может использовать удобную для учета форму первичного документа, утвержденную приказом об учетной политике предприятия, при условии наличия всех признаков первичного документа, сведений в нем о хозяйственной операции и подтверждения ее осуществления.

Списание топлива и смазочных материалов осуществляется, исходя из данных о пробеге автомобиля и норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. N 43.

Согласно пункту 5 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 “Расходы”, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 года N 318, расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.

Следовательно, превышение расхода топлива над линейной нормой осуществляется согласно правилам бухгалтерского учета на основании соответствующего документа, утвержденного приказом предприятия.

При этом корректировки финансового результата до налогообложения на сумму превышения расходов топлива над линейной нормой разделом III Кодекса не предусмотрено.

Предприятие в 2014 году имело обособленное структурное подразделение (филиал) и уплачивало консолидированный налог на прибыль, а также ежемесячные авансовые взносы по этому налогу. В январе – феврале 2015 года головное предприятие уплатило авансовые взносы по местонахождению филиала. В марте филиал ликвидируется. Возникли вопросы:

Нужно ли подавать в налоговую инспекцию Расчет налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль за 2015 год (далее – Расчет) за филиал в момент его ликвидации? Если нужно, то куда подавать Расчет – по местонахождению филиала или головного предприятия?

Как отнести авансовые взносы, уплаченные за январь – февраль по местонахождению филиала: в ликвидационном Расчете или в декларации по налогу на прибыль головного предприятия?

Если в интегрированной карточке налогоплательщика – филиала числится переплата по налогу на прибыль или авансовым взносам, могут ли такую переплату вернуть головному предприятию согласно его заявлению?

Поскольку новая редакция раздела III “Налог на прибыль предприятий” Кодекса не содержит положений относительно консолидированной уплаты налога на прибыль и не определяет обособленные подразделения юридического лица отдельными плательщиками этого налога, то в Расчете налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль за 2014 год определение ежемесячных авансовых взносов, подлежащих уплате в марте 2015 года – мае 2016 года, не осуществляется. Общая сумма авансовых взносов определяется в целом по плательщику налога – юридическому лицу в налоговой декларации по налогу на прибыль, которая подается таким плательщиком за 2014 год.

При этом плательщиками налога, которые по состоянию на 31.12.2014 г. находились на консолидированной уплате налога на прибыль, ежемесячные авансовые взносы уплачиваются следующим образом:

• в январе – феврале 2015 года, как в прошлом году – по месту регистрации головного предприятия (юридического лица) и его обособленных подразделений в сумме, рассчитанной в консолидированной налоговой декларации по налогу на прибыль и Расчете налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль за отчетный (налоговый) период – 2013 год.

Следовательно, главное предприятие – юридическое лицо учитывает в составе финансового результата до налогообложения налогом на прибыль за 2015 год результаты деятельности ликвидированного филиала и уменьшает налоговые обязательства по налогу на прибыль на сумму уплаченных филиалом в январе – феврале 2015 года ежемесячных авансовых взносов.

В случае излишне уплаченных ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль филиалом юридическое лицо имеет право на их возврат при условии соблюдения положений ст. 43 Кодекса.

Следовательно, переплата по налогу на прибыль по филиалу может быть возвращена по заявлению головного предприятия.

Налог на добавленную стоимость

Почему вместе с отчетностью не принимают уточняющий расчет по НДС в виде приложения к декларации?

Порядок внесения изменений в налоговую отчетность определен статьей 50 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 50.1 статьи 50 Кодекса в случае выявления ошибки, содержащейся в ранее поданной налогоплательщиком налоговой отчетности, такой налогоплательщик обязан направить уточняющий расчет к такой отчетности одним из способов:

...

а) либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 проц. такой суммы до представления такого уточняющего расчета;

б) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 проц. такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Несмотря на то, что на сегодняшний день осуществляется комплекс мероприятий относительно возможности подачи уточняющего расчета в составе декларации, плательщику целесообразно подать уточняющий расчет к налоговой декларации как отдельный документ.

Как будет рассчитываться сумма, на которую 1 июля 2015 года (согласно п. 34 подраздела. 2 разд. XX НК) налогоплательщикам автоматически увеличат величину по формуле? Исходя из каких сумм НДС начисленных в строке 25 декларации или фактически уплаченных в бюджет (то есть за вычетом тех сумм обязательств, которые погашены переплатой)?

Пунктом 34 подраздела 2 раздела XX Кодекса определен механизм зачисления к автоматическому увеличению размера суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, суммы ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по НДС по состоянию на 1 июля 2015 года.

Так, согласно этому пункту 1 июля 2015 года зарегистрированным плательщикам налога автоматически увеличивается размер суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, определенную пунктом 2001.3 статьи 200 Кодекса, на сумму среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала.

Сумма увеличения ежеквартально подлежит автоматическому перерасчету с учетом показателя среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала, по состоянию на дату такого перерасчета, путем вычитания суммы предыдущего увеличения и добавления суммы увеличения согласно текущему пересчету.

Суммы ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по НДС по состоянию на 1 июля 2015 года автоматически увеличивают сумму налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, определенную пунктом 2001.3 статьи 200 Кодекса. На сумму такого увеличения:

• уменьшается сумма, задекларированная к уплате в бюджет отчетного периода или увеличивается сумма отрицательного значения, задекларированная в отчетном периоде;

• ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства по НДС считаются погашенными.

Для реализации указанного механизма ГФС создаются соответствующие технические задания и разрабатывается программное обеспечение, которое будет автоматически осуществлять указанные процедуры в автоматическом режиме.

Предприятие предоставляет в течение месяца услуги (курьерская доставка). Фактическая себестоимость услуг рассчитывается по итогам месяца: на практике в лучшем случае до 5-го числа следующего месяца. Какой датой выписывать налоговую накладную на сумму превышения себестоимости услуги над ее договорной стоимостью?

В соответствии с пунктом 188.1 статьи 188 Кодекса при осуществлении операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг база налогообложения не может быть ниже их себестоимости.

Согласно пункту 201.4 статьи 201 Кодекса налоговая накладная составляется в день возникновения налоговых обязательств продавца.

Пунктом 187.1 статьи 187 Кодекса определено, что датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг является дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке, или дата отгрузки товаров, а для услуг – дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога, в зависимости от события, которое произошло ранее.

Учитывая изложенное, если первым событием является предоплата за услугу, то на дату получения такой предоплаты поставщик – плательщик НДС должен определить налоговые обязательства по НДС исходя из суммы предоплаты такой услуги, составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН).

Если фактическая себестоимость оказанной услуги превысит сумму предоплаты (с которой были определены налоговые обязательства на дату получения предоплаты и составлена налоговая накладная), то на дату определения фактической себестоимости оказанной услуги плательщик налога должен составить вторую налоговую накладную, исходя из разницы между фактической себестоимостью и договорной стоимостью такой услуги. В такой налоговой накладной в верхнем левом углу делается соответствующая пометка “X” и указывается тип причины: 17 – составлена на сумму превышения себестоимости самостоятельно изготовленных товаров/услуг над фактической ценой их поставки. Такая налоговая накладная подлежит обязательной регистрации в ЕРНН.

Если первым событием является предоставление услуги, а после расчета себестоимости фактическая себестоимость превысит договорную стоимость, то на дату предоставления услуги плательщик налога должен составить одну налоговую накладную исходя из договорной стоимости услуги, а вторую налоговую накладную – на разницу между фактической себестоимостью и договорной стоимостью с типом причины 17 – составлена на сумму превышения себестоимости самостоятельно изготовленных товаров/услуг над фактической ценой их поставки.

Товар передан перевозчику, на дату передачи оформлена налоговая накладная. Покупатель получил товар в следующем месяце. В каком отчетном периоде покупатель должен отразить налоговый кредит?

В соответствии с пунктом 198.1 статьи 198 Кодекса право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту возникает в случае осуществления операций, в частности, приобретения или изготовления товаров/услуг.

Учитывая, что дата отгрузки товаров поставщиком и дата их получения покупателем могут быть разными в зависимости от условий договора, с целью определения даты возникновения права на формирование налогового кредита покупателем таких товаров (отгруженные поставщиком, но не полученные покупателем товары в пути) следует учитывать момент перехода права собственности по договору.

В соответствии со статьей 334 Гражданского кодекса Украины право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если другое не установлено договором или законом.

Передачей имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи и т.п. для отправки, пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства доставки.

Таким образом, поставщик передает, а покупатель приобретает право собственности на товары, которые поставляются на дату их отгрузки поставщиком (непосредственно покупателю или перевозчику), если другое не предусмотрено условиями договора.

Вместе с этим пунктом 198.6 статьи 198 Кодекса определено, что не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными или не подтвержденные таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными пунктом 201.11 статьи 201 этого Кодекса.

Учитывая указанное реализовать право на формирование налогового кредита покупатель – плательщик НДС может только после составления налоговой накладной поставщиком – плательщиком НДС, в частности, в момент отгрузки товаров и регистрации этой налоговой накладной в ЕРНН, но не ранее получения права собственности на такой товар.

Авансовый отчет командированного работника был подан 03.04.2015 г., к нему добавлены железнодорожные билеты с датой оформления 30.03.2015 г. и 02.04.2015 г. Как отражать налоговый кредит на основании этих билетов: в марте и апреле (по датам их оформления) или в апреле – по дате оформления авансового отчета?

В соответствии с подпунктом “а” пункта 201.11 статьи 201 Кодекса транспортный билет является основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту без получения налоговой накладной.

Пунктом 198.2 статьи 198 Кодекса определено, что датой возникновения права плательщика налога на отнесение сумм налога к налоговому кредиту считается дата того события, которое произошло ранее:

• дата списания средств с банковского счета плательщика налога на оплату товаров/услуг;

• дата получения плательщиком налога товаров/услуг.

Поскольку авансовый отчет является подтверждающим документом относительно использования услуг перевозки, оплата которых состоялась при приобретении транспортного билета, датой формирования налогового кредита является дата подачи авансового отчета, если только такие услуги приобретены для использования в налогооблагаемых операциях.

В приложении 2 к декларации за февраль плательщик НДС не выбрал направление использования остатка отрицательного значения (не заполнил ни поле “а”, ни поле “б”). Может ли он сделать выбор в следующих отчетных периодах?

Плательщик может указать соответствующую сумму в поле “а” или поле “б” перед таблицей 1 приложения 2 (Д2) к декларации за тот отчетный период, в котором он считает необходимым перенести такую сумму на увеличение регистрационной суммы.

Если плательщиком не было заполнено текстовое поле “а” или поле “б” перед таблицей 1 приложения 2 (Д2) к декларации за февраль 2015 года (или другой период), это не считается ошибкой и не исправляется путем подачи уточняющего расчета, увеличение регистрационной суммы в марте (или другом периоде) не происходит.

Текстовое поле “а” или поле “б” перед таблицей 1 приложения 2 (Д2) может быть заполнено в любом следующем отчетном периоде, в котором плательщик сочтет необходимым, но только в пределах значения строки “Всего” графы 14 таблицы 1 приложения 2 (Д2) к декларации за тот отчетный период, в котором плательщик определил для себя необходимость заполнения этого поля.

В том отчетном периоде, в котором произойдет увеличение регистрационной суммы плательщика в системе электронного администрирования НДС, размер зачисленной суммы указывается в графе 7 таблицы 1 приложения 2 (Д2) к декларации по НДС и включается в состав налогового кредита.

Налоговая накладная оформлена одним лицом, а зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных другим. Имеет ли право покупатель на налоговый кредит на основании такой НН?

В соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 Кодекса плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) налоговую накладную, составленную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица, и зарегистрированную в ЕРНН.

Согласно пункту 5 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2010 года N 1246 (далее – Порядок N 1246), продавец составляет налоговую накладную и/или расчет корректировки в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном Государственной налоговой службой, с использованием специализированного программного обеспечения.

После составления налоговой накладной и/или расчета корректировки в электронной форме на них налагается электронная цифровая подпись должностных лиц плательщика налога.

Для делегирования права подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки другому должностному лицу продавец получает средства электронной цифровой подписи в аккредитованных центрах сертификации ключей для такого лица и подает налоговому органу по месту регистрации усиленные сертификаты электронной цифровой подписи указанного лица.

Электронная цифровая подпись, накладываемая на налоговую накладную при ее регистрации в ЕРНН, и подпись, скрепляющая эту налоговую накладную при ее выдаче покупателю, должны принадлежать одному лицу, которому делегировано право подписи налоговых накладных.

При возврате товара покупателем поставщик выписал расчет корректировки к налоговой накладной. Какую дату следует указать в графе 7 таблицы 1 приложения 1 к декларации по ПДВ, если расчет корректировки был зарегистрирован в Едином реестре налоговых накладных покупателем 31.03.2015 г., а получен поставщиком 01.04.2015 г.?

Пунктом 201.10 статьи 201 Кодекса определено, что подтверждением продавцу о приеме его налоговой накладной и/или расчета корректировки в ЕРНН является квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая направляется в течение операционного дня.

С целью получения продавцом зарегистрированного в ЕРНН расчета корректировки, подлежащего регистрации в ЕРНН покупателем, такой продавец отправляет в электронном виде запрос в ЕРНН, на который получает в электронном виде уведомление о регистрации расчета корректировки в ЕРНН и расчет корректировки в электронном виде. Такой расчет корректировки считается зарегистрированным в ЕРНН и полученным продавцом.

Таким образом, дата регистрации расчета корректировки соответствует дате получения этого расчета продавцом.

В феврале 2015 года предприятием было ошибочно оформлена лишняя налоговая накладная (дважды на одну поставку). Ошибка обнаружена предприятием в марте 2015 года. Как исправить такую ошибку?

В соответствии с пунктом 192.1 статьи 192 Кодекса если после поставки товаров/услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров/услуг лицу, которое их предоставило, или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров/услуг, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к налоговой накладной, составленного в порядке, установленном для налоговых накладных, и зарегистрированного в ЕРНН.

Расчет корректировки к налоговой накладной составляется также в случае исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг.

Следовательно, в случае ошибочного составления налоговой накладной на операцию по поставке товаров/услуг (составления двух налоговых накладных на одну операцию по поставке товаров/услуг) плательщик налога имеет право составить расчет корректировки к ошибочной (второй) налоговой накладной. Такой расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН в установленном порядке.

Предприятие – плательщик НДС занимается розничной торговлей нефтепродуктами. Согласно пп. 212.1.11 НК предприятие является плательщиком акцизного налога с розничной торговли подакцизными товарами. Нужно ли отражать сумму акцизного налога в налоговой накладной?

Форма и Порядок заполнения налоговой накладной утверждены приказом Министерства финансов Украины от 22.09.2014 г. N 957, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13.10.2014 г. за N 1235/26012, пунктом 15 которого определен порядок заполнения отдельных строк налоговых накладных.

В налоговой накладной отражается, в частности, отдельно стоимость поставляемого товара (без учета НДС), которая является базой налогообложения НДС, и сумма НДС, начисляемая на стоимость такого товара. Отражение в налоговой накладной суммы акцизного налога с розничных продаж подакцизных товаров Кодексом и указанным Порядком не предусмотрено.

Налог на недвижимость

У предприятия в собственности есть недвижимое имущество, расположенное в Донецкой области. Каким образом подать декларацию по налогу на недвижимость на 2015 год и уплатить налог по месту регистрации этой недвижимости?

Законом Украины от 2 сентября 2014 года N 1669-VII “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции” определены временные меры для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции.

Освобождение от представления отчетности и уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, этим Законом не предусмотрено.

Функциональные обязанности по обслуживанию налогоплательщиков, состоящих на учете в территориальных органах ГФС, находящихся на временно неконтролируемой территории Донецкой и Луганской областей, в пределах компетенции возложены на территориальные органы ГФС в соответствии с приказом фискальной службы Украины от 07.11.2014 г. N 256 “О перемещении и окончании простоя”, размещенном на официальном веб-портале ГФС.

банковских реквизитах для перечисления налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, можно ознакомиться в районных ГНИ и на официальном веб-портале ГФС по адресу: http://sfs.gov.ua/byudjetni-rahunki

Основной вид деятельности предприятия в соответствии с регистрационными документами – оптовая торговля. Но предприятие занимается также производством продукции (этот вид деятельности указан как неосновной). Нужно ли уплатить налог на недвижимость за здания, в которых производится продукция, а также за склады для хранения готовой продукции? Применяются ли к таким зданиям нормы пп. “є” п. 266.2.2 НК?

Подпунктом 266.1.1 пункта 266.1 статьи 266 Кодекса определено, что плательщиками налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости.

Объектом налогообложения налогом является объект жилой и нежилой недвижимости, в том числе его доля (подпункт 266.2.1 пункта 266.2 статьи 266 Кодекса).

Согласно подпункту 14.1.129 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса объекты жилой недвижимости – это здания, отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду, дачные и садовые дома, а объекты нежилой недвижимости – здания, помещения, не отнесенные законодательством к жилому фонду.

Подпунктом 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 Кодекса определен перечень объектов недвижимости, не являющихся объектами налогообложения, к которым отнесены здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий.

Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 2 проц. размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. м. базы (подпункт 266.5.1 пункта 266.5 статьи 266 Кодекса).

Пунктом 33 подраздела 10 раздела XX “Переходные положения” Кодекса предусмотрено, что на 2015 год ставки налога для объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, определенных пунктом 266.5.1 пункта 265.5 статьи 265 Кодекса, не могут превышать 1 проц. минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за 1 кв. м. для объектов нежилой недвижимости.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с подпунктом 266.4.2 пункта 266.4 статьи 266 Кодекса сельские, поселковые, городские советы устанавливают льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями).

Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации приказом от 17.08.2000 г. N 507 утвержден и введен в действие Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000 (далее – ДК 018-2000), предназначенный для использования органами центральной и местной исполнительной и законодательной власти, финансовыми службами, органами статистики и всеми субъектами хозяйствования (юридическими и физическими лицами) в Украине. Объектами классификации в ДК 018-2000 являются здания производственного и непроизводственного назначения и инженерные сооружения различного функционального назначения.

Согласно ДК 018-2000 к группе “Здания промышленные и склады” (код 125) принадлежит класс “Здания промышленные” (код 1251), который включает здания промышленного назначения, например фабрики, мастерские, бойни, пивоваренные заводы, сборочные предприятия и тому подобное.

Группа “Здания офисные” (код 122) включает класс “Здания офисные” (код 1220) и шесть подклассов, в том числе “Административно-бытовые здания промышленных предприятий” (код 1220.5).

Следовательно, с целью выяснения принадлежности объектов нежилой недвижимости к зданиям промышленности необходимо учитывать решения сельских, поселковых, городских советов относительно налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и ДК 018-2000.

Предприниматели на общей системе налогообложения

Имеет ли право предприниматель на общей системе налогообложения включить в расходы проценты за пользование кредитом и фиксированную плату за предоставление кредита?

Может ли предприниматель на общей системе налогообложения включить в расходы стоимость ремонта автомобиля, который используется в его хозяйственной деятельности? Как отразить такие расходы в Книге учета доходов и расходов?

Налогообложение доходов, полученных физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, регулируется статьей 177 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 177.2 статьи 177 Кодекса объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица – предпринимателя.

Пунктом 177.4 статьи 177 Кодекса определен перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения:

• расходы, в состав которых включается стоимость сырья, материалов, товаров, образующих основу для изготовления (продажи) продукции или товаров (предоставление работ, услуг), покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, строительных материалов, запасных частей, тары и тарных материалов, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;

• расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, которые включают расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), расходы на оплату за выполнение работ, услуг по договорам гражданско-правового характера, любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно нормам этого раздела);

• обязательные выплаты, а также компенсация стоимости услуг, предоставляемых работникам в случаях, предусмотренных законодательством, взносы плательщика налога на обязательное страхование жизни или здоровья работников в случаях, предусмотренных законодательством;

• суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размерах и порядке, установленных законом;

• другие расходы, в состав которых включаются расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности, не указанные в подпунктах 177.4.1 – 177.4.3 этого пункта, к которым относятся расходы наемных работников, на услуги связи, рекламы, платы за расчетно-кассовое обслуживание, на оплату аренды, ремонт и эксплуатацию имущества, используемого в хозяйственной деятельности (включая расходы на ремонт автомобиля), на транспортировку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров), стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Следовательно, проценты за пользование кредитом и фиксированная плата за предоставление кредита не включаются в расходы физического лица – предпринимателя.

Председатель

Р. Насиров

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *