Письмо ГФСУ N 12823/6/99-99-19-02-02-15 от 18.06.2015 г. «Относительно использования биржевых цен как источника информации о рыночных ценах для целей трансфертного ценообразования»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 18.06.2015 г. N 12823/6/99-99-19-02-02-15

Относительно использования биржевых цен как источника информации о рыночных ценах для целей трансфертного ценообразования

Подпунктом 39.3.2.1 п. 39.3 ст. 39 Налогового кодекса Украины в редакции, действующей с 01.01.2015 г. (далее – Кодекс) установлено, что соответствие условий контролируемой операции принципу “вытянутой руки” определяется с помощью применения метода трансфертного ценообразования, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельствам случая.

В соответствии с пп. 39.2.1.3 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса для контролируемых операций с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (территориях), определенных в соответствии с пп. 39.2.1.2 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, по вывозу в таможенном режиме экспорта и/или ввозу в таможенном режиме импорта товаров, имеющих биржевую котировку, установление соответствия условий контролируемой операции принципу “вытянутой руки” в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемой операции, осуществляется по методу сравнительной неконтролируемой цены.

Для определения наиболее сопоставимой цены товаров по принципу “вытянутой руки” используется средняя цена таких товаров, сложившаяся на товарной бирже за декаду, предшествующую проведению контролируемой операции. Перечень товарных бирж для каждой группы товаров определяется Кабинетом Министров Украины.

...

Указанные цены подлежат корректировке с учетом объема контролируемой операции, условий оплаты и поставки товаров, транспортных и других расходов, предусмотренных в контракте.

В случае применения налогоплательщиком для установления соответствия условий таких операций принципу “вытянутой руки” методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2 – 39.3.1.5 пп. 39.3.1 п. 39.3 ст. 39 Кодекса, налогоплательщик должен до 1 мая года, следующего за отчетным, подать в контролирующий орган, в котором он состоит на учете, письменную информацию в произвольной форме, в которой указываются данные о всех связанных с налогоплательщиком лицах, принимавших участие в цепи купли-продажи таких товаров (до первого связанного контрагента).

Информация должна содержать данные об уровне показателей рентабельности связанных лиц в соответствии с примененным налогоплательщиком методом – установление соответствия условий контролируемой операции принципу “вытянутой руки”.

В случае если налогоплательщик не подаст такую информацию или представленная информация не содержит всех данных, достаточных для проверки соответствия условий контролируемой операции принципу “вытянутой руки”, контролирующий орган вправе определить уровень цены контролируемой операции, соответствующей принципу “вытянутой руки”, по методу сравнительной неконтролируемой цены самостоятельно.

Новой редакцией ст. 39 Кодекса введены критерии выбора наиболее приемлемого метода трансфертного ценообразования и установлена их приоритетность. Так, абзацем вторым пп. 39.3.2.1 п. 39.3 ст. 39 Кодекса предусмотрены следующие критерии:

• целесообразность избранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, что определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции (с учетом выполняемых функций, используемых активов и понесенных рисков);

• наличие полной и достоверной информации, необходимой для применения избранного метода и/или методов ТЦ;

• степень сравниваемой между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сравниваемой, если такие применяются, которые могут использоваться для устранения разногласий между такими операциями.

В соответствии с пп. 39.5.3.1 пп. 39.5.3 п. 39.5 ст. 39 Кодекса налогоплательщик и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, используют источники информации, содержащие сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и финансовые условия сделок согласно пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, в частности:

а) информацию о сопоставимых операциях налогоплательщика, а также информацию о сопоставимых операциях его контрагента – стороны контролируемой сделки с несвязанными лицами;

б) любые информационные источники, которые являются общедоступными и предоставляют информацию о сопоставимых операциях и особ.

Подпунктом 39.5.3 п. 39.5 ст. 39 Кодекса установлено, что контролирующий орган использует те же источники информации, что и налогоплательщик, если не доказано, что другие источники информации дают возможность получить более высокий уровень сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок. При этом для сопоставления с целью налогообложения условий контролируемых операций с условиями неконтролируемых операций контролирующий орган не имеет права использовать информацию, которая не является общедоступной (в частности, информацию, доступ к которой имеется только у органов государственной власти).

Таким образом, информация о ценах на товары, сложившихся на бирже, и биржевые котировки может использоваться как информационный источник для целей трансфертного ценообразования.

Председатель

Р. Насиров

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *