Письмо ГФСУ N 1573/7/99-99-17-02-02-17 от 21.01.2015 г. «Об отдельных изменениях в законодательстве относительно упрощенной системы налогообложения»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 21.01.2015 г. N 1573/7/99-99-17-02-02-17

Об отдельных изменениях в законодательстве относительно упрощенной системы налогообложения

С целью создания максимально благоприятных условий для бесперебойного и качественного обслуживания налогоплательщиков Государственная фискальная служба Украины информирует об отдельных изменениях в законодательстве, повлияющих на администрирование единого налога.

Законом Украины от 28 декабря 2014 года N 71-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы” внесен ряд законодательных изменений, в том числе в отношении плательщиков упрощенной системы налогообложения.

Так, начиная с 1 января 2015 года, введены:

оптимизация количества групп плательщиков единого налога до четырех, с увеличением существующего максимального размера дохода, в частности, физические лица-предприниматели регистрируются плательщиками единого налога первой, второй и третьей групп. Плательщики единого налога третьей и пятой групп, состоявшие на учете в контролирующих органах до 1 января 2015 года, в соответствии с нормами главы 1 раздела XIV Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс) с 1 января 2015 года считаются плательщиками единого налога третьей группы;

для плательщиков 1 группы увеличен объем дохода в 300 000 грн. и ставка до 10 проц. размера минимальной заработной платы;

для плательщиков 2 группы увеличен объем дохода до 1 500 000 грн. и ставка до 20 проц. размера минимальной заработной платы.

К плательщикам третьей группы относятся физические лица-предприниматели и юридические лица субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 20 000 000 гривен. При этом физические лица-предприниматели не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не является ограниченным. Ставка составляет 2 проц. дохода – в случае уплаты НДС и 4 проц. дохода – в случае включения НДС в состав единого налога;

введено обязательное использование регистраторов расчетных операций (далее – РРО) для плательщиков единого налога – физических лиц-предпринимателей плательщиков третьей группы – с 1 июля 2015 года, плательщиков второй группы – с 1 января 2016 года. В то же время, плательщики единого налога – физические лица-предприниматели второй и третьей групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют РРО (п. 296.10 ст. 296 Кодекса).

...

С учетом изменений, внесенных в Кодекс, актуальным является вопрос внесения изменений в нормативно-правовые акты, в частности в отношении плательщиков упрощенной системы, а именно утверждение новой формы налоговой декларации плательщика единого налога, книги учета доходов и книги учета доходов и расходов, а также порядков их ведения, формы и порядка представления заявления.

Поскольку плательщики единого налога – физические лица – предприниматели декларируют доходы за 2014 год, а изменения в Кодекс вступают в силу с 1 января 2015 года, предприниматели представляют налоговую декларацию – плательщика единого налога за прошлый год по форме, утвержденной приказом Минфина от 21.12.2011 г. N 1688. Начисление единого налога за IV квартал 2014 года плательщиками третьей и пятой групп осуществляется по процентным ставкам, действовавшим до 31 декабря 2014 года.

Также отмечаем, что плательщики единого налога продолжают ведение книг учета доходов и книг учета доходов и расходов, формы которых утверждены приказом Минфина от 13.12.2011 г. N 1637.

Плательщики единого налога, превысившие объемы доходов в налоговом (отчетном) периоде, определенные в подпунктах 1, 2, 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, которые действовали до 1 января 2015 года, к сумме превышения объема дохода применяют ставку в размере 15 проц., при этом такие плательщики, учитывая изменения в законодательстве относительно увеличения максимального размера объема дохода в соответствующей группе с 2015 года, не обязаны со следующего календарного квартала по заявлению переходить на другую группу плательщика единого налога или отказываться от применения упрощенной системы налогообложения, если указанная категория плательщиков не нарушает условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, действующих с 1 января 2015 года.

Вместе с тем, не произошло изменений в части регистрации субъектов хозяйствования плательщиками упрощенной системы налогообложения. То есть, регистрация плательщиков единого налога осуществляется на основании:

– регистрационных заявлений в бумажном виде, поданных в органы ГФС;

– электронных копий регистрационных заявлений, изготовленных путем сканирования, которые передаются государственным регистратором в органы ГФС одновременно со сведениями из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя в соответствии с Законом Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей”;

– регистрационных заявлений, поданных средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Процедура и сроки регистрации плательщиков единого налога с 1 января 2015 года также не изменены. Следовательно, в случае отсутствия определенных Кодексом оснований для отказа в регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога, контролирующий орган обязан в течение двух рабочих дней с даты поступления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения зарегистрировать такое лицо плательщиком единого налога.

В случае отказа в регистрации плательщика единого налога необходимо предоставить в течение двух рабочих дней со дня представления плательщиком заявления письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован субъектом хозяйствования в установленном порядке.

Вместе с тем, выдача выписок из реестра осуществляется бесплатно и по желанию плательщиков единого налога, но не является обязательным условием при регистрации, поскольку в целях постоянного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией на едином государственном регистрационном веб -портале юридических лиц и физических лиц – предпринимателей и собственном официальном веб-портале ГФС Украины ежедневно публикуются данные из реестра плательщиков единого налога. До принятия нормативно-правовых актов в соответствии с внесенными изменениями в Кодекс и в случае необходимости по обращению плательщика контролирующий орган должен предоставлять выписку на основании соответствующего запроса, при этом срок предоставления выписки не должен превышать одного рабочего дня со дня поступления запроса. Выписка действует до внесения изменений в реестр.

Во избежание проблемных вопросов при регистрации плательщиков упрощенной системы налогообложения третьей группы, а именно в части предоставления выписок из реестра плательщиков единого налога, рекомендуем до решения технических моментов и внесения изменений в ИС “Налоговый блок” в сформированных выписках перед печатанием временно в ручном режиме осуществлять при необходимости корректировку группы и ставки.

Также необходимо для обеспечения увеличения поступлений единого налога от физических лиц – предпринимателей в условиях внесенных изменений в действующее налоговое законодательство относительно упрощенной системы налогообложения обратить особое внимание и, в случае необходимости, пересмотреть утвержденные фиксированные ставки единого налога, установленные сельскими, поселковыми и местными советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности. Учитывая, что с 1 января 2015 года для плательщиков единого налога применяются ставки для первой группы – до 10 проц. и второй группы – до 20 проц., существуют риски принятия ставок для определенных видов деятельности по нулевой ставке, что негативно повлияет на увеличение поступлений единого налога и наполнение доходной части местных бюджетов. Территориальным органам ГФС необходимо обратиться с предложениями в местные органы самоуправления относительно внесения объективных изменений в действующие фиксированные ставки для первой и второй групп плательщиков, единого налога.

Указанное довести до сведения подчиненных органов и провести разъяснительную работу с налогоплательщиками относительно внесения изменений в действующее законодательство, в частности упрощенной системы налогообложения.

Председатель

И. О. Билоус

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *