Письмо ГФСУ N 24525/7/99-99-22-01-02-17 от 07.07.2015 г. «О налоговом контроле за трансфертным ценообразованием»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 07.07.2015 г. N 24525/7/99-99-22-01-02-17

О налоговом контроле за трансфертным ценообразованием

Государственная фискальная служба Украины в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Украины (далее – Кодекс) Законом Украины от 28 декабря 2014 года N 72-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием” сообщает об отдельных вопросах применения норм налогового законодательства относительно контроля за трансфертным ценообразованием.

1. Относительно применения штрафных санкций за непредставление плательщиком обязательной документации о совершенных им в течение года контролируемых операциях

Подпунктом 39.4.4 п. 39.4 ст. 39 Кодекса установлено, что на запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, налогоплательщики в течение месяца со дня получения запроса представляют документацию относительно отдельных контролируемых операций, указанных в запросе, который должен содержать информацию, указанную в пп. 39.4.6 этого пункта. При этом запрос направляется не ранее 1 мая года, следующего за календарным годом, в котором такая контролируемая операция (операции) была осуществлена (пп. 39.4.5 п. 39.4 ст. 39 Кодекса).

Подпункт 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Кодекса содержит требование относительно объема информации, которая должна быть отражена налогоплательщиком в документации по трансфертному ценообразованию (далее – документация). Вместе с тем требования относительно вида или способа отображения такой документации не установлены: это может быть как совокупность документов, так и единственный документ, составленный в произвольной форме.

В соответствии с пп. 39.4.9 п. 39.4 ст. 39 Кодекса документация подается на государственном языке. В случае представления вместе с документацией документов, изложенных на иностранном языке, налогоплательщик одновременно подает перевод таких документов на государственном языке. Документация подается налогоплательщиком в контролирующий орган, в котором плательщик состоит на учете (пп. 39.4.7 п. 39.4 ст. 39 Кодекса).

Подпунктом 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса установлено, что в случае если поданная налогоплательщиком документация не содержит информацию в объеме, указанном в подпункте 39.4.6 этого пункта, или надлежащего обоснования соответствия условий контролируемой операции принципу “вытянутой руки”, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, направляет такому налогоплательщику запрос с требованием дополнительно подать в течение 10 дней с момента его получения информацию в соответствии с подпунктом 39.4.6 этого пункта и/или обоснование соответствия условий контролируемой операции принципу “вытянутой руки”.

...

Информация, подаваемая на запрос Государственной фискальной службы Украины в соответствии с пп. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, является неотъемлемой частью документации, предоставленной налогоплательщиком согласно пп. 39.4.4 п. 39.4 ст. 39 Кодекса.

Пунктом 120.3 ст. 120 Кодекса установлено, что непредставление налогоплательщиком обязательной документации о совершенных им в течение года контролируемых операциях влечет за собой наложение штрафа в размере трех процентов суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация, определенная пп. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции.

Таким образом, штрафная санкция, предусмотренная п. 120.3 ст. 120 Кодекса, применяется контролирующим органом к налогоплательщику в следующих случаях:

• если налогоплательщик не предоставил ответ на запрос в соответствии с требованиями пп. 39.4.4 п. 39.4 ст. 39 Кодекса. Поскольку документация подается налогоплательщиком в произвольной форме, непредоставлением документации следует считать именно отсутствие ответа налогоплательщика на запрос ГФС в установленный Кодексом срок;

• если плательщик предоставил на первый запрос документацию, но не в полном объеме, как предусмотрено пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, налогоплательщику обязательно направляется дополнительный запрос в соответствии с требованиями пп. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса. В случае если ответ на дополнительный запрос не содержит объем информации, определенной пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, к налогоплательщику применяется штрафная санкция.

2. Относительно определения сроков представления налогоплательщиком информации по запросу ГФС в соответствии с требованиями пп. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса

Подпунктом 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса установлено, что информацию на запрос ГФС налогоплательщик обязан подать в течение 10 дней с момента его получения.

С учетом требований пп. 39.4.7 п. 39.4 ст. 39 Кодекса такая информация подается, как и документация на первый запрос, в контролирующий орган, в котором плательщик состоит на учете.

Статьей 251 Гражданского кодекса Украины установлено, что сроком является определенный период во времени, с истечением которого связано действие или событие, имеющее юридическое значение. Срок определяется годами, месяцами, неделями, днями или часами (ст. 252 Гражданского кодекса Украины).

Если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, определенный в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый за ним рабочий день (ст. 254 Гражданского кодекса Украины).

Частью 1 ст. 3 Европейской конвенции об исчислении сроков от 16.05.72 г. установлено, что сроки, исчисленные в днях, неделях, месяцах и годах, начинаются в полночь dies a quo и всплывают в полночь dies ad quem. Согласно ст. 2 этой Конвенции термин “dies a quo” означает день, с которого начинается отсчет срока, а термин “dies ad quem” означает день, в который этот срок истекает.

Учитывая изложенное, налогоплательщик должен предоставить ответ на запрос, направленный в соответствии с требованиями пп. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, в течение 10 календарных дней. При этом день получения запроса учитывается в указанный срок.

3. Относительно размера и процедуры применения штрафных санкций, предусмотренных п. 120.3 ст. 120 Кодекса

Фактами непредставления документации являются:

• отсутствие ответа налогоплательщика на запрос ГФС в определенный подпунктами 39.4.4 и/или 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 срок;

• представление документации не в полном объеме (неотражение в предоставленном ответе информации, предусмотренной пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Кодекса).

Указанный факт обязательно должен быть зафиксирован в акте документальной внеплановой проверки, проведенной на основании подпунктов 78.1.2 и/или 78.1.15 п. 78.1 ст. 78 Кодекса.

Результаты проверки оформляются в соответствии со ст. 86 Кодекса. Налоговое уведомление-решение (с расчетом штрафных (финансовых) санкций) принимается руководителем контролирующего органа (его заместителем) в порядке, определенном п. 86.8 этой статьи.

Налоговое уведомление-решение относительно уплаты штрафа по форме “Р” составляется и направляется (вручается) налогоплательщику в порядке, определенном ст. 58 Кодекса. Зачисление специальных штрафных санкций осуществляется по коду бюджетной классификации 21081100.

Пунктом 11 подраздела 10 раздела 20 Переходных положений Кодекса определено, что штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафных (финансовых) санкций.

Таким образом, в случае применения в 2015 году штрафной (финансовой) санкции за непредставление документации относительно контролируемых операций, осуществленных налогоплательщиком в 2013 – 2014 годах, применяется штрафная (финансовая) санкция в размере, предусмотренном п. 120.3 ст. 120 Кодекса, в редакции, действующей на день принятия решений о применении такой штрафной (финансовой) санкции.

Согласно п. 120.3 ст. 120 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2015 г.) штраф за непредставление обязательной документации в соответствии с требованиями п. 39.4 ст. 39 Кодекса накладывается контролирующим органом в размере трех процентов суммы контролируемых операций, по которым налогоплательщиком не была предоставлена документация. Одновременно максимальный размер штрафа ограничен 200 размерами минимальной заработной платы, который рассчитывается от суммы контролируемых операций, которые были указаны в запросе ГФС, направленном налогоплательщику в соответствии с подпунктами 39.4.4 и/или 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, и по которым не была подана документация.

Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве и Межрегиональному главному управлению ГФС – Центральному офису по обслуживанию крупных плательщиков довести данное письмо до сведения плательщиков налога и подчиненных подразделений для учета при проведении контрольно-проверочной работы и апелляционных процедур.

Председатель

Р. Насиров

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *