Письмо ГФСУ N 2463/7/99-99-22-02-04-17 от 28.01.2015 г. «Об отдельных вопросах проведения проверок в 2015 – 2016 годах»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 28.01.2015 г. N 2463/7/99-99-22-02-04-17

Об отдельных вопросах проведения проверок в 2015 – 2016 годах

Государственная фискальная служба Украины в связи с вступлением с 01.01.2015 г. в силу Закона Украины от 28 декабря 2014 года N 71-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы” (далее – Закон N 71), поручает довести до сведения подчиненных органов государственной фискальной службы и учесть при проведении контрольно-проверочных мероприятий в отношении субъектов хозяйствования – юридических лиц, их обособленных подразделений и представительств нерезидентов следующее.

Пунктом 3 Заключительных положений Закона N 71 установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей с объемом дохода до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или требованиям Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Указанное ограничение не распространяется:

с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары;

с 1 января 2015 года на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость;

с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп, кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX “Переходные положения” Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс), по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.

...

Учитывая изложенное, отмечаем, что при анализе вопроса относительно наличия указанных в пункте 3 Заключительных положений Закона N 71 ограничений и определения объема дохода за предыдущий календарный год для субъектов хозяйствования – юридических лиц, их обособленных подразделений и представительств нерезидентов целесообразно использовать данные декларации по налогу на прибыль за 2014 год. До наступления предельного срока представления налогоплательщиками деклараций по налогу на прибыль за 2014 год возможно использование данных декларации по налогу на прибыль за соответствующие отчетные периоды 2014 года (в случае их представления налогоплательщиком в соответствии с пунктом 57.1 статьи 57 Кодекса) или за предыдущий календарный год, за который подана налоговая декларация, в которой налогоплательщиком определен объем дохода (за 2013 год). При этом, в случае непредставления налогоплательщиком на дату начала проверки (по истечении определенного Кодексом предельного срока для ее представления и если ее представление предусмотрено Кодексом) декларации по налогу на прибыль за 2014 год, можно считать, что плательщик не сообщил о наличии приведенных выше ограничений относительно принятия в отношении него контрольно-проверочных мероприятий.

Для определения объема дохода субъектов хозяйствования – юридических лиц, которые в 2014 году были плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога (с 01.01.2015 г. плательщики единого налога IV группы), возможно применение данных расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства, подающегося в контролирующий орган вместе с соответствующей налоговой декларацией до 20 февраля текущего года.

Кроме того, следует учесть, что Законом N 71 дополнен пункт 78.2 статьи 78 Кодекса абзацем вторым, согласно которому контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса, в случае, если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.

В связи с этим, с целью предотвращения случаев ограничения возможности проведения в дальнейшем (при наличии соответствующих оснований, определенных подпунктами 78.1.1. И 78.1.4 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса) внеплановых проверок налогоплательщика за тот же отчетный период по другим вопросам при организации и проведении внеплановых документальных проверок субъектов хозяйствования по соответствующим основаниям целесообразно в документах контролирующего органа (приказах, направлениях на проверку, актах (справках) проверок) обеспечить четкое определение (ограничение круга) вопросов, подлежащих проверке соблюдения требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в ходе конкретнои проверки.

Например, при проведении проверок рисковых налогоплательщиков целесообразно конкретизировать сомнительные (рисковые) хозяйственные операции, периоды их осуществления и контрагентов проведенных взаиморасчетов.

Кроме того, при организации и проведении внеплановых документальных проверок налогоплательщиков за периоды, которые были охвачены документальными проверками, следует проанализировать наличие других обстоятельств, которые в соответствии с Кодексом могут быть основанием для проведения внеплановой документальной проверки (например, обстоятельств, предусмотренных подпунктом 78.1.12 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса).

Следует также обратить внимание, что Законом N 71 внесены изменения в пункт 73.3 статьи 73 Кодекса, согласно которым ужесточены требования относительно составления письменного запроса налогоплательщику о представлении информации. В частности, такой запрос должен содержать:

1) информацию относительно оснований для направления запроса, определенных этим пунктом, с указанием информации, это подтверждающей;

2) перечень запрашиваемой информации, и перечень документов, которые предлагается предоставить;

3) печать контролирующего органа.

Кроме того, из редакции подпункта 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса относительно обстоятельств, при наличии которых может быть проведена внеплановая документальная проверка (в случае, если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы), Законом N 71 изъято слово “возможные”.

На практике нормы пункта 73.3 статьи 73 Кодекса непосредственно связаны с реализацией норм, в частности, подпункта 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса.

Учитывая изложенное, в письменном запросе о предоставлении объяснений и их документальном подтверждении, составляемом контролирующим органом на основании норм пункта 73.3 статьи 73 и подпункта 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса, кроме указания этих оснований для направления запроса, перечня запрашиваемой информации, и переченя документов, которые предлагается предоставить, целесообразно также обязательно указывать:

факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, с указанием конкретных норм налогового и другого законодательства, которое нарушено;

сведения, являющиеся источником информации относительно конкретных фактов нарушения налогоплательщиком налогового и другого законодательства и подтверждающие основания для направления запроса. Такими данными могут быть материалы проверок или встречных сверок других налогоплательщиков, другая налоговая информация, полученная и обработанная контролирующим органом в установленном статьями 72 – 74 Кодекса порядке (например, данные ЕРНН, налоговых деклараций и приложений к ним, другая информация, содержащаяся в информационных базах контролирующего органа).

Необходимо отметить, что с целью предотвращения конфликтных ситуаций и судебных споров с налогоплательщиками, организации и проведению внеплановых документальных проверок относительно приведенных в подпункте 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса обстоятельств должны предшествовать надлежащий допроверочный анализ и сбор достаточной информации, свидетельствующей о нарушении законодательства плательщиком, а также надлежащее оформление запросов и документов для проверки.

При этом следует учесть, что ограничение права контролирующих органов относительно проведения проверок не распространяется на проведение встречных сверок в соответствии с пунктом 73.5 статьи 73 Кодекса, а также документальных проверок, начатых до 1 января 2015 года.

Председатель

И. О. Билоус

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *