Письмо ГФСУ N 2625/7/99-99-17-03-01-17 от 29.01.2015 г. «О предоставлении разъяснения»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 29.01.2015 г. N 2625/7/99-99-17-03-01-17

О предоставлении разъяснения

Государственная фискальная служба Украины в связи с вступлением в силу 01 января 2015 года Закона Украины от 28 декабря 2014 года N 77-VIII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда” (далее – Закон N 77), которым внесены изменения, в частности, в часть одиннадцатую статьи 25 Закона Украины от 08 июля 2010 года N 2464 “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” (далее – Закон N 2464), сообщает следующее.

Частью 1 статьи 58 Конституции Украины предусмотрено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Официальное толкование этого положения предоставлено Решением Конституционного Суда Украины от 09.02.1999 г. N 1-рп/99 по делу по конституционному обращению Национального банка Украины (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов).

Так, Конституционным Судом Украины отмечено, что действие нормативно-правового акта во времени следует понимать как такое, что начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, т.е. к событию или факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место. Действие закона или другого нормативно-правового акта распространяется только на те отношения, которые возникли после вступления его в силу. Это является одной из важнейших гарантий правовой стабильности, уверенности субъектов права в том, что их правовое положение не ухудшится с принятием нового закона или другого нормативно-правового акта.

...

Статья 58 содержится в разделе II “Права, свободы и обязанности человека и гражданина” Конституции Украины, в котором закреплены конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина и их гарантии. Положения отдельных статей Конституции Украины, в которых определяется правовой статус церкви и религиозных организаций в Украине (статья 35), политических партий и общественных организаций (статьи 36, 37), гарантируют их деятельность через реализацию прав и свобод человека и гражданина, а именно – права на свободу вероисповедания и мировоззрения, права на свободу объединения в политические партии и общественные организации. Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что положение части первой статьи 58 Конституции Украины об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов в случаях, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, касается физических лиц и не распространяется на юридических лиц. Но это не значит, что конституционный принцип не может распространяться на законы и другие нормативно-правовые акты, которые смягчают или отменяют ответственность юридических лиц. Однако предоставление обратного действия во времени таким нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или другом нормативно-правовом акте.

Письмом Министерства юстиции Украины от 29.04.2011 г. N 5149-0-26-11-18 даны разъяснения законодательства и сообщено: “Относительно устранения противоречий между положениями нормативно-правовых актов, замечаем, что при решении таких правовых коллизий, как правило, применяются общепризнанные приемы толкования правовых норм (предпочтение норме, имеющей высшую юридическую силу, а в случае обнаружения противоречий (коллизии) между положениями различных нормативно-правовых актов, имеющих одинаковую юридическую силу, применяются положения нормативно-правового акта, принятого позже или который является специальным и т.д.)”.

Статьей 8 Конституции Украины установлено, что Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны ей соответствовать.

Законом N 77 внесены изменения, в частности, в пункт 2 части одиннадцатой статьи 25 Закона N 2464.

Согласно внесенным изменениям за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса будет накладываться штраф в размере 20 проц. своевременно неуплаченных сумм (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона N 2464).

Учитывая изложенное, за нарушения, совершенные до 31.12.2014 г. включительно, фискальные органы (органы доходов и сборов) применяют финансовые санкции, предусмотренные пунктом 2 части одиннадцатой статьи 25 Закона N 2464, в размере 10 проц. своевременно неуплаченных сумм единого взноса независимо от даты фактической уплаты.

За нарушения, возникшие с 01.01.2015 г., будет налагаться штраф в размере 20 проц. своевременно неуплаченных сумм единого взноса.

Решение о применении штрафных санкций за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса составляется согласно приложению 9 к Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. N 455.

Председатель

И. О. Билоус

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *