Письмо Государственной фискальной службы Украины «Об изменениях в законодательство» от 23.01.2015 г. № 2032/7/99-99-17-03-01-17

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 23.01.2015 г. № 2032/7/99-99-17-03-01-17
Об изменениях в законодательство
Государственная фискальна служба Украины сообщает, что с 1 января 2015 года вступил в силу Закон Украины от 28 декабря 2014 года N 77-VIII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда” (далее – Закон N 77), которым внесены изменения в закон Украины от 08 июля 2010 года N 2464 “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” (далее – Закон N 2464) (опубликован в газете “Голос Украины” 30.12.2014 г. N 252-1 (6002), а именно:

1) введено определение основного места работы, где основное место работы – это место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора, где находится (оформлена) его трудовая книжка, в которую вносится соответствующая запись о работе;

2) внесены изменения в определение плательщика единого взноса для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, то есть с 2015 года лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получающие доход от этой деятельности, независимо от того, являются ли они одновременно наемными работниками или предпринимателями, являются плательщиками единого взноса;

3) плательщикам, указанным в пунктах 4 (кроме физических лиц – предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 5 части первой статьи 4 Закона N 2464, у которых базой начисления единого взноса является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и которым в отчетном году или отдельном месяце отчетного года не было получено доход (прибыль), предоставлено право, в случае необходимости самостоятельно определить базу начисления. То есть такие плательщики, по желанию, с целью сохранения страхового стажа в году или отдельном месяце года, где не было ими получен доход (прибыль), могут самостоятельно, в случае необходимости, определить базу начисления единого взноса. В таком случае сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса и больше максимальной величины базы начисления единого взноса. Эта норма будет применяться к доходу (прибыли), полученного в 2015 году;

...

4) для всех страхователей определено, что в случае если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса, установленной для соответствующей категории плательщика, при условии отработки застрахованным лицом полного календарного месяца.

При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставки единого взноса, установленные этой частью применяются к определенной базе начисления независимо от ее размера без применения коэффициента базы начисления:

5) по всему тексту Закона N 2464 слова “и членов их семей”, “и членов семей таких лиц, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности” исключены:

6) пункт 4 части второй статьи 6 Закона N 2464 после слов “подавать отчетность” дополнен словами “и уплачивать”;

7) в часть первую статьи 7 Закона N 2464 внесены следующие изменения:

пункт 1:

абзац первый после слова “начисленной” дополнен словами “каждому застрахованному лицу”;

абзац второй после слов “денежного обеспечения” дополнен словами “каждого застрахованного лица”;

8) в статью 10 Закона N 2464 внесены изменения в части размеров единого взноса для лиц, указанных в абзацах третьем – пятом части первой этой статьи, которые изъявили желание участвовать в нескольких видах общеобязательного государственного социального страхования:

в общеобязательном государственном пенсионном страховании и общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы единый взнос устанавливается в размере 34,8 процента определенной для этой категории лиц базы начисления единого взноса;

в общеобязательном государственном пенсионном страховании, общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы и общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности единый взнос устанавливается в размере 36,5 процента определенной для этой категории лиц базы начисления данного взноса;

в общеобязательном государственном пенсионном страховании, общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы, общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, единый взнос устанавливается в размере 36,41 процента определенной для этой категории лиц базы начисления единого взноса;

в случае, если указанные лица выразили желание быть застрахованными по всем видам общеобязательного государственного социального страхования (пенсионному, на случай безработицы, в связи с временной утратой трудоспособности, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности), единый взнос устанавливается в размере 38,11 процента определенной для этой категории лиц базы начисления единого взноса.

В случае если база начисления единого взноса для случаев, указанных в этой части, не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), сумма данного взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и избранной ставки единого взноса;

9) изменен размер штрафных санкций:

если за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса накладывался штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм, то в связи с изменениями за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса будет накладываться штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм.

То есть к плательщикам, допустившим такие нарушения в период до 31.12.2014 г. включительно (дата обязательства (недоимка) приходится на период до 31.12.2014 г. включительно), за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса к плательщикам применяется штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм.

К плательщикам, допустившим такие нарушения в период с 01.01.2015 г. (дата обязательства (недоимка) приходится па период 2015 года), за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса к плательщикам применяется штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм.

Также добавлена новая штрафная санкция за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности. Теперь фискальный орган за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности по единому взносу налагается штраф в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме.

Те сами действия, совершенные плательщиком единого взноса, к которому в течение календарного года был применен штраф за такое нарушение, – влекут за собой наложение штрафа в размере 60 необлагаемых минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом.

Кроме этого, заключительными и переходными положениями Закона N 77 установлено, что с 1 января 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью пятой статьи 8 и статьей 10 Закона N 2464, для плательщиков единого взноса, определенных в абзацах втором и третьем пункта 1 части первой статьи 4 и статьи 10, применяются с коэффициентом 0,4 (кроме исключений, предусмотренных этой частью), в случае, если плательщиком выполняются одновременно такие условия:

1) общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год; или если общая база начисления единого взноса не превышает в 2,5 раза или более общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления единого взноса плательщика за 2014 год на общую базу начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть менее 0,4);

2) средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30 проц. по сравнению со средней заработной платой за 2014 год;

3) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 гривен;

4) средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных заработных плат.

Вместе с тем сообщаем, что с 1 января 2016 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью пятой статьи и статьей 10 Закона для плательщиков единого взноса, определенных в абзацах втором и третьем пункта 1 части первой статьи 4 и статье 10, применяются с коэффициентом 0,6.

Председатель
И. О. Билоус

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *