Письмо Минфина N 31-05130-03-3/17068 от 26.05.2015 г. «О предоставлении разъяснений относительно реформы межбюджетных отношений»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 26.05.2015 г. N 31-05130-03-3/17068

О предоставлении разъяснений относительно реформы межбюджетных отношений

Министерство финансов Украины во исполнение поручения Вице-премьер-министра Украины – Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 08.05.2015 г.. N 16831/2/1-15 рассмотрело в пределах компетенции письмо относительно изменений в действующее законодательство и сообщает.

Представленные предложения относительно изменений в Бюджетный кодекс Украины (пункт 1 раздела IV резолюции) частично учтены в Законе Украины от 28.12.2014 г. N 79-VIII “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений”.

Относительно предвидения автоматической коррекции в договорах аренды земли размеров арендной платы за землю в случае изменения нормативной денежной оценки земель населенного пункта

В соответствии с пунктом 288.1 статьи 288 Налогового кодекса Украины основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством. При этом, согласно пункту 288.4 этой статьи, размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

Размер арендной платы за земельный участок устанавливается в договоре аренды в процентах от ее нормативной денежной оценки. Таким образом, по нашему мнению, в каждом налоговом (отчетном) периоде размер арендной платы зависит от той нормативной денежной оценки, которая действует в таком периоде, поскольку в договоре целесообразно определять размер процента, применяемого к нормативной денежной оценке.

Следовательно, в случае если договор аренды земельного участка оформлен надлежащим образом, данный вопрос может быть реализован в рамках действующего законодательства и не требует дополнительного урегулирования.

Относительно введения платы за землю на уровне арендной платы для фактических землепользователей, не имеющих надлежащим образом оформленного права на землю

Земельные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Так, в соответствии со статьей 125 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают только с момента регистрации этих прав.

В соответствии со статьей 4 Закона Украины от 01.07.2004 г. N 1952-IV “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений” обязательной государственной регистрации подлежат вещные права и обременения на недвижимое имущество, находящееся на территории Украины (по перечню), в том числе право постоянного пользования и право аренды земельного участка.

...

Право аренды земельного участка подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 6 Закона Украины “Об аренде земли”. Таким образом, возникновение права собственности или пользования земельным участком связано с регистрацией соответствующего правового акта, на основании которого такое право предоставлено. При отсутствии государственной регистрации земельный участок не может считаться находящимся в собственности или являющимся арендованным для лица, который фактически использует такой земельный участок.

При этом с 01.01.2015 г. предусмотрено, что ставка налога за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности), устанавливается на уровне не более 12 % от их нормативной денежной оценки, то есть на уровне размера арендной платы.

Относительно внесения изменений в пункт 284.1 статьи 284 Налогового кодекса Украины с целью предоставления органам местного самоуправления полномочий в части установления льгот относительно арендной платы за земельный участок, который уплачивается на соответствующей территории

Следует отметить, что согласно Налоговому кодексу Украины плата за землю взимается в виде земельного налога – за земли, находящиеся в собственности или постоянном пользовании, и в виде арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности.

Согласно действующей редакции подпункта 288.5.1 пункта 288.5 статьи 288 Кодекса минимальный предельный размер арендной платы за землю государственной и коммунальной собственности установлен на уровне 3 % нормативной денежной оценки для всех категорий земель с целью создания равных условий налогообложения.

Поскольку по своей экономической сущности арендная плата (в т. ч. и за земли государственной и коммунальной собственности) является доходом собственника земельного участка, платеж должен включать как земельный налог, так и плату за пользование земельным участком как объектом получения экономической выгоды. Льгот по уплате арендной платы за землю государственной и коммунальной собственности действующим законодательством не предусмотрено.

При этом отмечаем, что в соответствии с требованиями статьи 128 Земельного кодекса Украины юридические лица могут приобретать земельные участки в собственность.

Владельцы земельных участков уплачивают земельный налог и пользуются льготами согласно нормам Налогового кодекса Украины.

Относительно предоставления возможности органам местного самоуправления создавать собственные механизмы/органы для рассмотрения, оценки и одобрения инвестиционных проектов, в том числе и тех, на реализацию которых предоставляется государственная поддержка без получения согласований центральных органов исполнительной власти

Инвестиционные проекты, реализация которых осуществляется с предоставлением государственной поддержки, в том числе за счет предоставления преференций по уплате налогов, зачисляемых в государственный бюджет, должны проходить экспертизу со стороны соответствующих центральных органов исполнительной власти

Целью экспертизы является предотвращение негативных последствий реализации инвестиционного проекта, выполнение государственных программ экономического, научно-технического и социального развития, обеспечение дополнительных поступлений в бюджеты, предотвращение необоснованных потерь бюджета и тому подобное.

Следует отметить, что постановлениями Правительства, которыми утверждены порядки рассмотрения и одобрения инвестиционных проектов в специальных (свободных) экономических зонах, на территориях приоритетного развития, проектов технологических парков, предусмотрено, что решение об утверждении проекта принимается только при наличии положительных заключений о целесообразности его реализации от всех центральных органов исполнительной власти, привлеченных к проведению экспертизы.

Относительно внесения изменений в Закон Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” в части предоставления органам местного самоуправления полномочий касательно ограничения торговли алкогольными напитками и пивом

Поднятый вопрос не является предметом регулирования указанного Закона. Полномочия относительно принятия решений органами местного самоуправления касательно размещения, режима и контроля деятельности предприятий торговли предоставлены статьей 30 Закона Украины “О местном самоуправлении”.

Относительно внесения изменений в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины “О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности”, предусмотрев разрешения на эксплуатацию объектов торговли, ресторанного хозяйства и сферы услуг, как обязательных разрешительных документов или вид местного налога (сбора)

Следует отметить, что до 2011 года существовал сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, который уплачивался за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах.

Однако с целью снижения налоговой нагрузки на плательщиков, создания условий для улучшения бизнес-среды, повышения эффективности администрирования налогов, укрепления позиции отечественного бизнеса в международной сфере за счет уменьшения доли налогов в расходах предприятий и сокращения затрат времени плательщиков на начисление и уплату налогов, с принятием Налогового кодекса Украины, данный сбор был отменен.

Указанное соответствует задачам в сфере налоговых реформ, определенных Стратегией устойчивого развития “Украина-2020” (Указ Президента Украины от 12.01.2015 г. N 5/2015) и Программой деятельности Кабинета Министров Украины (Постановление Верховной Рады Украины 11.12.2014 г. N 26-VIII), в том числе в части уменьшения количества налогов, их размера и упрощения порядка расчета и уплаты налогов.

Кроме того, предприниматели, осуществляющие торговлю на рынках, уплачивают арендную плату за торговые места владельцам рынка. Поэтому введение дополнительного сбора приведет к повышению налоговой нагрузки на таких предпринимателей.

Другие предложения относительно бюджетного законодательства будут рассматриваться комплексно при подготовке изменений в нормативно-правовые акты в рамках реализации Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине.

Заместитель Министра –
руководитель аппарата

О. Маркарова

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *