Письмо Минфина N 31-11180-02-2/25413 от 06.08.2015 г. «О применении понижающего коэффициента к ставкам единого взноса»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 06.08.2015 г. N 31-11180-02-2/25413

О применении понижающего коэффициента к ставкам единого взноса

Законом Украины от 02 марта 2015 года N 219 “О внесении изменений в раздел VIII “Заключительные и переходные положения” Закона Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” относительно уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда” предусмотрено применение в течение 2015 года понижающего расчетного коэффициента (но не ниже 0,4) к действующим ставкам единого взноса от 33,2 до 49,7 %, предусмотренных для соответствующих классов профессионального риска производства и для отдельных категорий плательщиков единого взноса (работодателей, самозанятых лиц, в том числе, обеспечивающих себя работой самостоятельно).

В результате применения понижающего коэффициента 0,4 средняя ставка единого взноса в течение 2015 года колеблется от 41 % до 16,4 %.

На сегодня ГФС по поручению Министра финансов от 09.07.2015 г. N 11000-06/1006 проанализировала состояние взимания единого взноса после принятия указанного Закона N 219, за период I полугодие 2015 года.

...

Так, за май 2015 года по новой форме отчетности по единому взносу работодателями (страхователями) подано 517,7 тыс. отчетов, количество отчетов с применением понижающего коэффициента составляет 7025 или 1,4 % от общего количества плательщиков. Фонд заработной платы за май 2015 года по плательщикам, применившим понижающий коэффициент, составлял 3,8 млрд. грн. или 146,1 % к аналогичному периоду 2014 года.

Такими работодателями за май 2015 года начислено единого взноса к уплате 1,2 млрд., что на 20 процентов больше, чем в мае 2014 г. (1 млрд. грн.). Количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты (по плательщикам, применившим понижающий коэффициент) за май 2015 года составляет 691,6 тыс. человек, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года меньше на 8,5 тыс. человек.

Однако, согласно отчетности по единому взносу наблюдается рост за январь – май 2015 года средней заработной платы по Украине (январь – 3456 грн., май – 3973 грн.).

Всего по Украине фонд заработной платы за январь – май 2015 года составил 180,7 млрд. грн. (за май – 37,3 млрд. грн.), темп роста с начала года 104,3 % (за май – 102,5 %).

Сумма начисления единого взноса за май 2015 года составила 13,3 млрд. грн. против 12,7 млрд. грн. начислений в соответствующем периоде прошлого года (темп роста 104,7 %). В то же время, количество работников в мае текущего года составило 9,5 млн. человек, что на 11,2 % меньше по сравнению с прошлогодним показателем.

Таким образом, очевиден положительный экономический эффект применения понижающего коэффициента 0,4, если страхователем выполнено одновременно три условия, одним из которых является именно увеличение базы начисления в форме заработной платы, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, пособий по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами.

Кроме того, начиная с 2016 года Законом Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” предусмотрено снижение ставки единого взноса на постоянной основе до 24,6 % за счет использования понижающего коэффициента 0,6 без трех условий, предусмотренных этим Законом для коэффициента 0,4.

Относительно предоставленного ГФС разъяснения касательно применения страхователем коэффициента 0,4 к сумме разницы между размером минимальной заработной платы и фактически начисленной заработной платой за отчетный месяц следует отметить, что доначисление сумм единого взноса до размера минимальной заработной платы (кроме больничных, отпускных и помощи в по беременности и родам) фактически не является доходом (вознаграждением), получаемым наемным лицом за выполнение работ (оказание услуг) в понимании Закона Украины “Об оплате труда”, не является базой для удержания единого взноса с физического лица и поэтому не повлияет на сумму его пенсионного обеспечения.

В то же время, применение страхователем понижающего коэффициента 0,4 к разнице между минимальной и начисленной заработной платой будет только стимулировать существующую неполную занятость и не будет способствовать детенизации фонда заработной платы.

Заместитель Министра

А. Макеева

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *