Письмо Минюста N 1627-0-4-15/81 от 23.02.2015 г. относительно отдельных вопросов, связанных с действиями работников во время разрушения предприятий в зоне антитеррористической операции

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 23.02.2015 г. N 1627-0-4-15/81

Министерство юстиции относительно отдельных вопросов, связанных с действиями работников во время разрушения предприятий в зоне антитеррористической операции, сообщает.

Прежде всего на сегодня законодательство, которое бы четко регулировало любые особенности управления предприятиями, учреждениями и организациями, соблюдение и защиту прав и законных интересов юридических лиц во время боевых действий в зоне антитеррористической операции, отсутствует.

Вместе с тем следует отметить, что зона антитеррористической операции является неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины.

В свою очередь, исходя из общих норм права, необходимо констатировать, что предприятие – самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных нужд путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном этим Кодексом и другими законами (часть первая ст. 62 Хозяйственного кодексаУкраины) (далее – Кодекс).

При этом в учредительных документах должны быть указаны наименование субъекта хозяйствования, цель и предмет хозяйственной деятельности, состав и компетенция его органов управления, порядок принятия ими решений, порядок формирования имущества, распределения прибыли и убытков, условия его реорганизации и ликвидации, если другое не предусмотрено законом (часть вторая ст. 57 Кодекса).

Статьей 65 Кодекса установлено, что управление предприятием осуществляется согласно его учредительных документов на основе объединения прав владельца относительно хозяйственного использования своего имущества и участия в управлении трудового коллектива.

...

Владелец осуществляет свои права относительно управления предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы согласно уставу предприятия или других учредительных документов.

Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия владелец (владельцы) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия.

Решения по социально-экономическим вопросам, которые касаются деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются его органами управления при участии трудового коллектива и уполномоченных им органов.

Особенности управления предприятиями отдельных видов (организационных форм предприятий) устанавливаются этим Кодексом и законами о таких предприятиях.

Относительно принятия мер с целью обеспечения целостности имущества, документации предприятия информируем о таком.

Статьей 1158 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что если имущественным интересам другого лица угрожает опасность наступления невыгодных для него имущественных последствий, лицо имеет право без доверенности совершить действия, направленные на их предупреждение, устранение или уменьшение.

Лицо, которое совершило действие в имущественных интересах другого лица без его доверенности, обязано при первой возможности уведомить его о своих действиях. Если эти действия будут одобрены другим лицом, в дальнейшем к отношениям сторон применяются положения о соответствующем договоре.

Если лицо, которое начало действие в имущественных интересах другого лица без его доверенности, не имеет возможности уведомить о своих действиях это лицо, оно обязано принять все зависимые от него меры по предупреждению, устранению или уменьшению невыгодных имущественных последствий для другого лица. Лицо, которое совершает действия в имущественных интересах другого лица без его доверенности, обязано взять на себя все обязанности, связанные с совершением этих действий, в частности обязанности относительно содеянных правомочий.

Кроме того, согласно статьи 19 Закона Украины “О борьбе с терроризмом” возмещение ущерба, причиненного гражданам террористическим актом, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины согласно закону и с последующим взысканием суммы этого возмещения с лиц, которыми причинен ущерб, в порядке, установленном законом.

Возмещение ущерба, причиненного организации, предприятию или учреждению террористическим актом, осуществляется в порядке, определенном законом.

Согласно частей первой и второй статьи 23 Бюджетного кодекса Украины любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения, если другое не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины.

Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном этим Кодексом.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2015 год” конфискованные средства и средства от реализации конфискованного имущества, которые были присвоены коррупционными методами, являются источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2015 год и направляются на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства, а также на восстановление объектов Донецкой и Луганской областей (п. 14 ст. 14 этого Закона).

При этом Законом Украины “О Государственном бюджете Украины на 2015 год” Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерству финансов установлены бюджетные назначения по бюджетным программам “Восстановление (строительство, капитальный ремонт, реконструкция) инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях” и “Расходы на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства, а также на восстановление объектов Донецкой и Луганской областей, которые распределяются Кабинетом Министров Украины” соответственно.

Поэтому для решения вопроса относительно возмещения ущерба в случае разрушения имущества субъектов хозяйствования предлагаем обращаться в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерство финансов как главных распорядителей соответствующих бюджетных средств, которые уполномочены согласно законодательству обеспечить управление этими средствами и разработать соответствующие порядки их использование.

Первый заместитель Министра

Н. Севостьянова

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *