Письмо Минюста N 6820-0-4-14/8.1 от 14.08.2014 г. относительно отказа от обязательности и перехода к добровольности использования печатей субъектами хозяйствования частного права

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 14.08.2014 г. N 6820-0-4-14/8.1

Относительно отказа от обязательности и перехода к добровольности использования печатей субъектами хозяйствования частного права

Министерство юстиции рассмотрело письмо относительно применения положений Закона Украины от 15 апреля 2014 года N 1206-VII касательно внедрения отказа от обязательности и перехода к добровольности использования печатей субъектами хозяйствования частного права и сообщает.

Относительно вопроса “действительно ли, если стороны прописали в договоре, что он обязательно должен скрепляться печатями, но договор печатями так и не скрепили, то признать его недействительным будет нельзя?”

Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса” (вступает в силу 30 октября 2014 года) внесены изменения в ряд кодексов и законов Украины, направленных, в частности, внедрение отказа от обязательности и перехода к добровольности использования печатей субъектами хозяйствования частного права.

Так, этим Законом часть вторая статьи 207 Гражданского кодекса Украины, которым установлены требования к письменной форме сделки, дополнена новым абзацем, согласно которому обязательность скрепления сделки печатью может быть определена по письменной договоренности сторон (подпункт 1 пункта 3 раздела I).

Частью первой статьи 638 Гражданского кодекса Украины установлено, что договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.

...

Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным с момента придания ему этой формы, даже если законом эта форма для данного вида договоров не требовалась (часть вторая статьи 639 Гражданского кодекса Украины).

При этом следует отметить, что нарушение формы договора является двух видов: первое нарушение является нарушением требований закона о форме договора, второе нарушение является нарушением договоренности сторон относительно формы договора. Отсюда названы два вида нарушений, которые могут иметь различные правовые последствия. Нарушение требований закона относительно его формы может повлечь правовые последствия недействительности договора (например, несоблюдение требования закона о нотариальном удостоверении договора – статья 220 Гражданского кодекса Украины), а нарушение договоренности сторон относительно формы договора может повлечь признание такого договора незаключенным (например, избрание сторонами для письменного формы сделки обязательности скрепления печатями).

Относительно вопроса “если принятым до принятия Закона Украины от 15 апреля 2014 года N 1206-VII подзаконным актом предусмотрено проставление печати, но нормы этого Закона предусматривают необязательность применения печати, то обязательно ли применять печать в таком случае?”

Поручением Премьер-министра Украины от 14 мая 2014 года N 16779/1/1-14 на выполнение Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса” министерствам и другим центральным органам исполнительной власти поручено в соответствии с компетенцией привести собственные акты в соответствие с указанным Законом, а также по вопросам, требующим решения Кабинета Министров Украины, подготовить и подать проекты соответствующих нормативно-правовых актов.

Относительно вопроса “действительно ли порядок уничтожения печатей не установлен, поэтому субъект хозяйствования может определить его по своему усмотрению?”

29 декабря 2010 года Кабинетом Министров Украины принято постановление N 1216 “О внесении изменений в Положение о разрешительной системе”, которым из перечня предметов, материалов и веществ, предприятий, мастерских и лабораторий, на которые распространяется разрешительная система, изъяты штемпельно-граверные мастерские, печати и штампы.

То есть указанным решением Правительства было изъяты нормы касательно функции Министерства внутренних дел Украины относительно нормативно-правового регулирования правил открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, оформления заказов на изготовление печатей и штампов.

В связи с этим приказом Министерства внутренних дел Украины от 11 января 2011 года N 5 признан утратившим силу приказ Министерства внутренних дел Украины от 11 января 1999 года N 17 “Об утверждении Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, и утверждении Условий и правил осуществления деятельности по открытию и функционированию штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 1999 года за N 264/3557).

Учитывая изложенное, а также то, что предприятие самостоятельно определяет порядок организации своей деятельности, при решении вопроса дальнейшего использования печатей, по нашему мнению, следует руководствоваться уставом, являющимся основным документом, регулирующим деятельность юридического лица, а также внутренними документами юридического лица, которые в соответствии с компетенцией приняты органами управления юридического лица.

Заместитель Министра –
руководитель аппарата

И. Алексеев

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *