Работник мобилизован: до какой даты сохранять средний заработок

В апреле 2016 года Указом Президента Украины от 25.03.2016 г. № 115/2016 будут увольнять в запасвоеннослужащих военной службы по призыву во время мобилизации, призванных на особый период:

согласно Указу Президента Украины от 21.07.2014 г. № 607 и не уволенных с военной службы — в соответствии с Указом Президента Украины от 12.06.2015 г. № 328;

во время первой очереди частичной мобилизации, руководствуясь Указом Президента Украины от 14.01.2015 г. № 15.

Это будет означать, что и демобилизованные работники после увольнения с военной службы будут приступать к своей работе (службе).

Место работы (должность) и средний заработок сохраняются за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации (ч. 3 ст. 119 КЗоТ).

Однако возникает вопрос: какую дату считать днем фактической демобилизации и откуда ее брать работодателю?

Прохождение военной службы заканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (военного учебного заведения, учреждения и т.п.) в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы гражданами Украины (ч. 2 ст. 24 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 г. № 2232-XII, далее — Закон о военной службе).

Лица, уволенные с военной службы, исключаются из списков личного состава воинской части согласно приказу по строевой части со дня их выбытия (п. 2.9 р. 2 Инструкции по организации учета личного состава Вооруженных Сил Украины, утвержденной приказом Минобороны от 26.05.2014 г. № 333). После издания приказа командира (начальника) воинской части об увольнении военнослужащего исключают из списков личного состава воинской части и направляют на воинский учет в районный (городской) военкомат по выбранному месту жительства (п. 242 Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 10.12.2008 г. № 1153/2008, далее — Положение № 1153).

В дальнейшем уволенный с военной службы в 5-дневный срок после исключения из списков личного состава воинской части обязан прибыть в районный (городской) военкомат для постановки его на воинский учет (ч. 11 ст. 26 Закона о военной службе, п. 260 Положения № 1153). 

Обратите внимание

Военкоматы не позднее следующего дня после постановки на воинский учет граждан, уволенных с военной службы, должны письменно уведомлять госорганы, предприятия, заведения, учреждения и организации, в которых до призыва на военную службу работали эти граждане, об основании увольнения с военной службы, сроке военной службы, который зачисляется в страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, стаж госслужбы, а также о дне постановки их на учет, в т.ч. о причинах превышения сроков постановки на воинский учет (п. 260 Положения № 1153). Минобороны почему-то отписалось от такой обязанности военкоматов и в письме от 20.11.2015 г. № 116/2/2/21362 (далее ― Письмо № 116) отмечает, что информирование работодателя об увольнении военнослужащего с военной службы действующим законодательством Украины не предусмотрено. Однако это не мешает работодателю самому обратиться с запросом в военкомат, который призывал работника на военную службу в связи с мобилизацией. Ведь военкоматы должны выдавать необходимые справки и прочие документы, касающиеся их компетенции (п. 9 Положения о военных комиссариатах, утвержденного постановлением КМУ от 03.06.2013 г. № 389).

...

При этом данные о прохождении лицом военной службы и отметки о постановке на воинский учет заносятся в военный билет (п.п. 3, 4 Положения о военном билете рядового, сержантского и старшинского состава и п. 3 Положения о военном билете офицера запаса, утвержденных Указом Президента Украины от 25.05.1994 г. № 263/94).

В результате, Минобороны в Письме № 116 делает вывод: после демобилизации и постановки на воинский учет военнообязанных районными военкоматами в военном билете проставляются соответствующие отметки. В случае необходимости военнообязанному предоставляется справка о прохождении военной службы установленного образца.

Таким образом, демобилизованный работник должен предоставить работодателю военный билет или справку военкомата, в котором указывают дату прохождения им военной службы.

Однако это не снимает вопроса о том, какую же дату считать днем фактической демобилизации: дату исключения из списков личного состава воинской части или дату постановки на воинский учет в военкомате?

Минсоцполитики в письме от 05.10.2015 г. № 1277/13/84-15 отмечает, что днем фактической демобилизации считается день исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (оформляется приказом воинской части, о чем делается соответствующая запись в военном билете). При этом не отрицает, что работник должен прибыть на работу после увольнения его с военной службы, постановки на воинский учет и в случае необходимости с учетом проезда к месту жительства (пребывания).

Итак, учитывая то, какую дату Минсоцполитики считает датой фактической демобилизации, все  же имеет ли основания работодатель сохранять место работы (должность) и средний заработок за период с даты исключения демобилизованного из списков личного состава воинской части в связи с увольнением до даты его постановки на воинский учет в военкомате. Здесь дополнительным аргументом в пользу гарантий демобилизованному работнику могла бы быть ч. 2 ст. 21 Закона о военной службе, согласно которой сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата за работниками для исполнения обязанностей, связанных с постановкой на воинский учет, призывом или приемом на военную службу, а также направлением военкоматами на медицинский осмотр, лечение. Однако в данной норме речь не идет о сохранении среднего заработка за время проезда из места военной службы к месту постоянного проживания.

Следовательно, несмотря на то что четко не предусмотрен учет времени для постановки на воинский учет при определении даты демобилизации, все же за работником могут сохраняться место работы (должность) и средняя зарплата за все время прохождения им военной службы в связи с мобилизацией, учитывая и срок, который отводится для постановки на воинский учет после демобилизации. Это подтверждается и позицией Минсоцполитики в письме от 24.11.2015 г. № 1525/13/84-15: для сохранения места работы и должности работник должен приступить к исполнению обязанностей по трудовому договору на следующий день после дня постановки на воинский учет в районном (городском) военкомате после его увольнения с военной службы.

Однако предприятиям лучше предусмотреть такую возможность в колдоговоре. Ведь, согласно ст. 91 КЗоТ, предприятия могут устанавливать дополнительные гарантии для своих работников.

Однако может произойти и так: работник по истечении сроков демобилизации и постановки на воинский учет так и не появился на работе. Как действовать в данном случае?

В частности, работодатель должен обратиться с запросом в военкомат, который осуществлял призыв работника, касательно прохождения таким работником военной службы и дат его демобилизации, а также в военную часть (подразделение), где такой работник проходит военную службу. К тому же можно связаться с родными такого работника с целью выяснения его места пребывания.

Если окажется так, что во время прохождения военной службы лицо получило ранение (другие повреждения здоровья) и находится на лечении в медицинских заведениях, а также попало в плен или признано без вести отсутствующим, тогда место работы (должность) и средний заработок сохраняются на срок до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских заведениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания без вести отсутствующими или до дня объявления судом их умершими (ч. 5 ст. 119 КЗоТ). Однако, как объясняет Минобороны в письме № 116: законодательством Украины не предусмотрено предоставление информации касательно гибели, пребывания в плену таких, которые считаются пропавшими без вести, военнослужащих работодателю. Исключением является уведомление родных и близких военнослужащих.

Когда же окажется так, что работник, который был мобилизован на военную службу и подлежал увольнению из нее в связи с объявлением демобилизации, продолжил военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, тогда место работы (должность) и средний заработок сохраняются за ним не более чем на срок заключенного контракта (ч. 4 ст. 119 КЗоТ). В данном случае предприятию необходимо получить от мобилизованного работника соответствующие документы, которые будут подтверждать продолжение им военной службы по контракту.

В то же время вполне возможно, что работник был демобилизован, однако он имел уважительные причины несвоевременного появления на работе. Тогда необходимо получить письменные объяснения от самого работника после его появления на работе.

Минсоцполитики в письме от 16.07.2015 г. № 302/06/186-15 советует: в табеле учета использования рабочего времени отсутствие на работе по уважительным причинам целесообразно отмечать условным обозначением «Д» другие причины неявок, а отсутствие на работе без уважительных причин условным обозначением «ПР» прогул. К работникам, которые без уважительных причин вовремя не приступили к работе, могут применяться дисциплинарные взыскания, в т.ч. и увольнение за прогул без уважительных причин. Однако применение работодателем дисциплинарных взысканий к работникам является его правом. Поэтому сначала все же необходимо выяснить все обстоятельства и причины неявки демобилизованного работника на работу в отведенные законодательством для него сроки.

Владимир ПОЛЕВОЙ,

консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *