Разъяснения Миндоходов от 07.08.2014 г. «Актуальная информация для налогоплательщиков, перемещающихся с временно оккупированной территории и районов проведения АТО. Часть 2»

МИНИСТЕРСТВО ДОХОДОВ И СБОРОВ УКРАИНЫ

Актуальная информация для налогоплательщиков, перемещающихся с временно оккупированной территории и районов проведения АТО
Часть 2

от 7 августа 2014 года

ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1. Вопрос:

Будет ли считаться внешнеэкономической деятельностью заключение договоров между субъектами хозяйствования, зарегистрированными в Украине и в АР Крым?

Ответ:

В настоящее время в пунктах въезда/выезда на/с временно оккупированной территории Украины таможенный контроль не осуществляется, так как товары находятся в свободном обращении на территории Украины.

Таможенным кодексом Украины не определена необходимость представления таможенных деклараций и уплаты таможенных платежей при перемещении товаров между материковой частью Украины и временно оккупированной территорией.

Верховной Радой Украины 06.06.2014 г. зарегистрирован проект Закона Украины N 4032 “О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины”, поданный народными депутатами Украины Терехиным С. А., Ляпиной К. М. и Немилостивым В. А. Этим законопроектом предусмотрено введение свободной экономической зоны Крыма, определяются особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной части территории Украины в соответствии со статьей 13 Закона Украины от 15.04.2014 г. N 1207-VII “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины”, а также регулируются другие аспекты правовых отношений между физическими и юридическими лицами, которые находятся на территории СЭЗ Крыма и за ее пределами.

В настоящее время Постановлением Верховной Рады Украины от 19.06.2014 г. N 1541-VII данный законопроект принят за основу и поручено Комитету Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики доработать указанный законопроект с учетом замечаний и предложений субъектов права законодательной инициативы, сократив срок подачи таких замечаний и предложений наполовину, и внести его на рассмотрение Верховной Рады Украины во втором чтении.

Дополнительно сообщаем, что в случае принятия данного законопроекта, вопросы, возникающие у субъектов хозяйствования по поводу особенностей осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины, налогового и таможенного контроля в свободной экономической зоне Крыма, будут урегулированы законодательно.

2. Вопрос:

Каким образом субъекты хозяйствования, остающиеся на учете в АР Крым и г. Севастополь, подают налоговую отчетность и уплачивают налоги?

Ответ:

По этому вопросу Верховной Радой Украины принят Закон Украины от 15 апреля 2014 года N 1210-VII “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины”, который вступил в силу 26 апреля 2014 года.

Вопрос определения счетов уплаты налогов и сборов относится к компетенции Государственной казначейской службы Украины. Дополнительно сообщаем, что информация о реквизитах бюджетных счетов для уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с административно-территориальным устройством Украины обнародована на официальном веб-портале Министерства доходов и сборов Украины в рубрике “Бюджетные счета” (http://minrd.gov.ua/byudjetni-rahunki).

3. Вопрос:

Будут ли применяться штрафные санкции при несвоевременной уплате налоговых обязательств в СХ зарегистрированных в АР Крым?

Ответ:

Ответственность субъектов хозяйствования за совершение нарушений законов по вопросам налогообложения определена главой 11 Налогового кодекса Украины.

Отдельной нормы относительно определения ответственности для субъектов хозяйствования, зарегистрированных в АР Крым и г. Севастополе за нарушение законодательства по вопросам налогообложения, Кодексом не предусмотрено.

4. Вопрос:

Применяются ли к субъектам хозяйствования, находящимся на учете в территориальных органах доходов и сборов, расположенных на территории проведения антитеррористической операции (АТО), штрафные санкции за непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности, а также неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств и сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и могут ли СХ, состоящие на учете в территориальных органах доходов и сборов, расположенных на территории проведения антитеррористической операции (АТО), перенести срок уплаты налогов?

Ответ:

Для решения указанных вопросов Верховной Радой Украины разработаны проекты Законов Украины “О внесении изменений в Налоговый кодексУкраины (о социально-экономической защите граждан Украины на территориях, где проводится антитеррористическая операция)” (реестр. N 4295 от 17.07.2014 г.), внесенный народными депутатами Украины Продан О. П. и Геращенко И. В., и “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно моратория на применение финансовой и административной ответственности к субъектам хозяйствования)” (реестр. N 4295-1 от 18.07. 2014 г.), внесенный народными депутатами Украины Сенченко А. В., Блавацким М. В. и Котеляк Л. Л.

5. Вопрос:

Каким образом будут учитываться в КЛС средства по плате за землю, уплаченные на счета получателя, открытые в ГУ Государственного казначейства Украины в АР Крым (код банка 824026) или в Государственной казначейской службе Украины (код банка 820172) за земельные участки расположенные в АР Крым, учитывая то, что плата за землю уплачивается по месту расположения земельных участков и КЛС открыты в контролирующих органах в АР Крым?

Ответ:

Средства по уплате налогов и сборов заносятся в КЛС на основании выписки с бюджетных расчетов.

Вопрос определения расчетов уплаты налогов и сборов относится к компетенции Государственной казначейской службы Украины. Дополнительно сообщаем, что информация о реквизитах бюджетных счетов для уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с административно-территориальным устройством Украины обнародована на официальном веб-портале Министерства доходов и сборов Украины в рубрике “Бюджетные счета” (http://minrd.gov.ua/byudjetni-rahunki).

6. Вопрос:

Может ли СХ вернуть бланк торгового патента на хозяйственную единицу, размещенную в АР Крым в налоговый орган на материковой части Украины?

...

Ответ:

Приобретение субъектом хозяйствования торгового патента для осуществления видов предпринимательской деятельности, предусмотренных статьей 267 Кодекса, осуществляется по месту осуществления деятельности.

Согласно подпункту 267.7.5 пункта 267.7 статьи 267 Кодекса субъект хозяйствования, прекративший деятельность, которая в соответствии с этим Кодексом подлежит патентованию, до 15 числа месяца, предшествующего отчетному, письменно уведомляет об этом соответствующий контролирующий орган. При этом торговый патент подлежит возврату контролирующему органу, который его выдал.

Дополнительно сообщаем, что Департаментом налогообложения и контроля операций, с учетом предложений профильных Департаментов Миндоходов, был разработан проект Закона Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения налогоплательщиков на территории АР Крым и г. Севастополя”.

Проект Закона в рабочем порядке в апреле 2014 года предоставлен на рассмотрение в Министерство финансов Украины.

Кроме этого, Департаментом в рабочем порядке разрабатывался проект Закона Украины “Об особенностях налогообложения на временно оккупированной территории Украины”, разработчиком которого является Министерство финансов Украины.

7. Вопрос:

Предоставляется ли отсрочка (рассрочка) налогового долга и денежного обязательства субъектам хозяйствования, находящимся на учете в территориальных органах доходов и сборов, расположенных на территории проведения антитеррористической операции (АТО)?

Ответ:

Указом Президента Украины от 14 апреля 2014 года N 405/2014 введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13.04.2014 г. относительно проведения мероприятий по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины.

Во время проведения таких мероприятий налогоплательщикам, у которых существует вероятность несвоевременной уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) или отсутствует возможность их уплаты в связи с непредвиденными обстоятельствами, следует обращаться к таким законодательным нормам.

Налоговым кодексом Украины (далее – Кодекс) предусмотрены права:

налогоплательщиков на получение отсрочки (рассрочки) денежных обязательств (налогового долга) (подпункт 17.1.5 пункта 17.1 статьи 17 Кодекса);

органов доходов и сборов на принятие решения о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о списании безнадежного налогового долга в порядке, предусмотренном законодательством (подпункт 20.1.29 пункта 20.1 статьи 20 Кодекса).

Согласно статье 32 Кодекса срок уплаты налога и сбора может быть изменен путем переноса установленного налоговым законодательством срока уплаты налога и сбора или его части на более поздний срок. Общие положения рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщиков предусмотрены статьей 100 Кодекса.

Перечень обстоятельств, являющихся основаниями для отсрочки денежных обязательств (налогового долга), и подтверждающих эти обстоятельства документов приведен в постановлении Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года N 1235 “Об утверждении перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств”.

Порядок и условия предоставления налогоплательщикам рассрочки (отсрочки) денежных обязательств или налогового долга утвержден приказом Министерства доходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. N 574, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 31.10.2013 г. за N 1853/24385 (далее – Порядок N 574).

Согласно пункту 3.1 раздела III Порядка N 574 для инициирования отсрочки денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщик обращается в орган доходов и сборов по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга) с:

письменным заявлением, форма которого определена приложением 1 к Порядку N 574. В заявлении обязательно должны быть указаны суммы платежей (налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций (штрафов), пени), уплату которых налогоплательщик просит отсрочить, а также срок отсрочки и периоды уплаты таких платежей. При этом суммы, срок уплаты которых еще не наступил, и срок уплаты которых уже истек, указываются отдельно;

экономическим обоснованием, которое состоит из:

перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;

анализа финансового состояния;

графика погашения отсроченных сумм;

расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов руководитель (заместитель руководителя) органа доходов и сборов в течение 30 календарных дней с даты подачи заявления принимает решение либо об отсрочке денежных обязательств (налогового долга), либо отказывает плательщику в отсрочке в письменной форме при отсутствии оснований для предоставления отсрочки и при несоблюдении обязательных требований, определенных Порядком N 574.

Отсрочка предоставляется отдельно по каждому налогу, сбору, штрафной (финансовой) санкции (штрафу), пене. Сроки уплаты отсроченных сумм или их части могут быть перенесены путем принятия отдельного решения и внесения изменений в договор отсрочки.

Также отмечаем, что на отсроченные денежные обязательства (налоговый долг) пеня и штрафы не начисляются с даты заключения (подписания) договора до окончания срока действия договора об отсрочке денежного обязательства (налогового долга). Согласно пункту 1.6 раздела I Порядка N 574 на сумму отсроченного денежного обязательства (налогового долга) начисляются проценты за каждый календарный день пользования плательщиком отсрочкой денежных обязательств (налогового долга).

8. Вопрос:

Освобождаются ли от представления налоговой отчетности субъекты хозяйствования в связи с мобилизацией в Вооруженные силы Украины?

Ответ:

В соответствии с требованиями части третьей статьи 39 Закона Украины “О воинской обязанности и воинской службе” за гражданами Украины, проходящими воинскую службу по призыву во время мобилизации, на особый период не прекращается регистрация предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей.

Вместе с тем, с 8 июня 2014 года вступил в силу Закон Украины от 20 мая 2014 года N 1275-VII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации” (далее – Закон N 1275), согласно которому временно мобилизованные на воинскую службу предприниматели и самозанятые лица освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) или единого налога, а также единого взноса (далее – ЕСВ) за себя на весь период такой службы.

Мобилизованные предприниматели или самозанятые лица, использующие в своей хозяйственной деятельности труд наемных работников, которые продолжают работать по найму во время мобилизации такого предпринимателя, обязаны уполномочить другое лицо на выплату заработной платы или других доходов наемным работникам. В таком случае обязанность по начислению и удержанию НДФЛ и ЕСВ с таких выплат на срок воинской службы предпринимателя несет уполномоченное лицо.

Обязанность по уплате НДФЛ и ЕСВ за наемных работников должен осуществить демобилизованный предприниматель или самозанятое лицо в течение 180 календарных дней с первого дня его демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций.

Для получения указанных льгот демобилизованный предприниматель или самозанятое лицо обязаны в течение 10 дней после демобилизации предоставить органу Миндоходов по месту налоговой регистрации следующие документы:

заявление о предоставлении льготы в произвольной форме;

копию военного билета или копию другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на воинскую службу во время мобилизации.

Кроме того отмечаем, что Законом N 1275 внесены изменения в законодательные акты, согласно которым за работниками, призванными на воинскую службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Вышеуказанные нормы Закона N 1275 применяются с первого дня мобилизации и в течение всего периода мобилизации в соответствии с Указом Президента Украины от 17 марта 2014 года N 303 “О частичной мобилизации”.

9. Вопрос:

Действительна ли регистрация субъектов хозяйствования, находящихся на учете в АР Крым?

Ответ:

Да.

Верховной Радой Украины 19.06.2014 г. в первом чтении принят за основу законопроект Украины “О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины”, которым определено, что в пределах двух административно-территориальных единиц Украины: Автономной Республики Крым и города Севастополя вводится свободная экономическая зона (СЭЗ).

Указанным законопроектом предлагается на территории СЭЗ Крыма не взимать общегосударственные налоги и сборы, определенные в главах II – III, V – ХII, ХV – XVIII Налогового кодекса Украины (далее – НКУ). При этом физическое лицо, имеющее налоговый адрес (место жительства, пребывания) или юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ Крыма, приравниваются с целью налогообложения к нерезиденту.

Следовательно, в случае вступления в силу указанного Закона налогоплательщики, зарегистрированные на территории АР Крым и г. Севастополя, будут облагаться налогом в порядке, предусмотренном статьей 160 “Особенности налогообложения нерезидентов” НКУ.

На сегодня в условиях дестабилизации ситуации в АР Крым и городе Севастополе Министерством юстиции Украины издан приказ от 14.03.2014 г. N 525/5 “О проведении регистрационных действий относительно изменения местонахождения юридических лиц и места жительства физических лиц – предпринимателей”, зарегистрированный в Минюсте 17.03.2014 г. за N 358/25135.

Указанным приказом предусмотрено, что субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы на территории АР Крым и в г. Севастополе и изменили свое местонахождение/место жительства, имеют право обратиться к любому государственному регистратору Украины вне АР Крым и г. Севастополя для внесения изменений в Единый государственный реестр.

Перечень документов, необходимых для проведения указанной регистрации, определен Законом Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей”.

При этом следует отметить, что документы, которые подаются для проведения государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице или физическом лице – предпринимателе, могут предоставляться лично, направляться по почте или путем выдачи их под расписку по обращению уполномоченных представителей субъектов хозяйствования относительно обязательности дальнейшей передачи государственному регистратору по новому местонахождению/месту жительства.

Учитывая изложенное, после прохождения процедуры регистрации места жительства или места пребывания в территориальной миграционной службе Украины налогоплательщик имеет право обратиться к государственному регистратору лично, направить по почте или передать через уполномоченных представителей регистрационную карточку на проведение государственной регистрации изменений в сведения о физическом лице – предпринимателе и документ , подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию изменений в сведения о физическом лице – предпринимателе.

После взятия на налоговый учет плательщики уплачивают налоги, сборы, единый взнос, представляют налоговые декларации (отчеты, расчеты) и выполняют другие обязанности плательщиков по новому местонахождению/месту жительства.

Таким образом, до вступления в силу Закона “О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины” налогоплательщик может изменить место своей регистрации и уплачивать налоги по новому местонахождению.

10. Вопрос:

Как осуществляется перерегистрация субъектов хозяйствования в органах доходов и сборов в случае изменения местонахождения/места жительства с территории АР Крым и г. Севастополя на местонахождение/местожительство в областях и г. Киеве?

Ответ:

В условиях дестабилизации ситуации в АР Крым и г. Севастополе введен механизм, позволяющий перерегистрировать свой бизнес на территорию любой области или г. Киева и уплачивать налоги в соответствии с законодательством Украины.

До 01.08.14 г., для регистрации изменения своего местонахождения/места жительства юридическому лицу или физическому лицу – предпринимателю, зарегистрированному на территории АР Крым или г. Севастополя, необходимо было обратиться к государственному регистратору регистрационной службы Украины в областях и г. Киеве согласно прикау Министерства юстиции Украины от 14.03.14 г. N 525/5 “О проведении регистрационных действий относительно изменения местонахождения юридических лиц и места жительства физических лиц – предпринимателей”. Начиная с 01.08.14 г. вступил в силу приказ Министерства юстиции Украины от 23.07.14 г. N 1197/5 “О проведении регистрационных действий в отношении юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, местонахождение/место жительства которых является Автономная Республика Крым и город Севастополь”, согласно которому проведение регистрационных действий в отношении юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, местонахождение/место жительства которых является АР Крым и г. Севастополь, осуществляется государственными регистраторами юридических лиц и физических лиц – предпринимателей регистрационных служб территориальных органов Министерства юстиции Украины соответствующими государственными регистраторами согласно этому приказу.

После получения сведений из Единого государственного реестра об изменении местонахождения/места жительства соответствующие контролирующие органы в областях или г. Киеве осуществляют взятие на учет плательщиков по новому местонахождению/месту жительства налогоплательщика.

Процедура изменения основного места учета налогоплательщика с АР Крым и г. Севастополя в органе доходов и сборов по новому местонахождению/месту жительства осуществляется как при переводе налогоплательщика на обслуживание с одного контролирующего органа в другой.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *