Регистрироваться ли плательщиком акцизного налога предприятию, которое заправляет перевозчика своим горючим

Предприятие арендует новый офис, и для транспортировки мебели, техники заключило договор перевозки груза. Нужно ли предприятию регистрироваться плательщиком акцизного налога, если оно намеревается заправить автомобиль перевозчика своим горючим?

ОТВЕТ: Риск того, что предприятию в подобной ситуации придется зарегистрироваться плательщиком акцизного налога по реализации горючего — высок. В частности, этого мнения придерживаются контролеры, которые неоднократно высказывались по данному вопросу. Выясним, как налоговики объясняют свою позицию и уместны ли их аргументы.

О том, что передача предприятием своего горючего контрагентам, которые предоставляют ему услуги или выполняют работы, является основанием для регистрации плательщиком акцизного налога, налоговики отмечали, в частности, в следующих письмах: от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 (далее — Письмо № 6497), от 01.04.2016 г. № 7182/6/99-99-19-03-03-15 (далее — Письмо № 7182), от 08.04.2016 г. № 7874/6/99-99-19-03-03-15, от 17.05.2016 г. № 10751/6/99-99-15-03-03-15 (далее — Письмо № 10751), от 03.06.2016 г. № 12329/6/99-99-15-03-03-15.

Обосновывая свою позицию, контролеры утверждают, что соответствующая операция подпадает под определение «реализация горючего»  , приведенное в абз. 2 пп. 14.1.212 НКУ. В частности, как следует из Писем № 6497, № 7182, № 10751, по мнению фискалов, передача горючего для заправки техники, принадлежащей исполнителям услуг, тождественна передаче горючего на основании договоров о производстве из сырья заказчика (давальческого сырья). А вышеупомянутым определением четко предусмотрено, что передача (отпуск, отгрузка) горючего на основании договоров о производстве из сырья заказчика фактически является реализацией горючего.

...

Сразу отметим: горючее в данном случае считать сырьем сложно. Ведь сырье  — это предметы труда и природные компоненты, подлежащие дальнейшей переработке. В случае же заправки автомобиля горючим ни форма, ни состав, ни свойства последнего не изменятся. По сути, горючее не перерабатывается, а используется по своему прямому назначению, а следовательно — не может считаться сырьем.

Кроме того, перевозки являются классическим видом услуг. А последние потребляются в процессе их предоставления и, в отличие от работ, не предусматривают получения заказчиком любого материального результата.

Таким образом, если исходить из правовой природы услуг, в рассматриваемой ситуации говорить о давальческом сырье и операциях с последним, некорректно. Ведь по результатам предоставления услуг перевозки, в отличие от операций с давальческим сырьем, ни о какой готовой продукции речь не идет.

На заметку!

Давальческое сырье — сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергоносители, которые являются собственностью одного субъекта хозяйствования (заказчика) и передаются другому субъекту хозяйствования (производителю) для производства готовой продукции, с последующей передачей или возвратом данной продукции или ее части их владельцу или по его поручению другому лицу (пп. 14.1.41 НКУ).

Операция с давальческим сырьем — операция по переработке (обработке, обогащению или использованию) давальческого сырья (независимо от количества заказчиков и исполнителей, а также этапов (операций)) с целью полученияготовой продукции за соответствующую плату (пп. 14.1.134 НКУ).

Итак, получается, что озвученные контролерами аргументы в пользу необходимости регистрироваться плательщиком акциза при передаче горючего заказчиком исполнителю услуг не поддаются критики. В то же время, учитывая многочисленные разъяснения налоговиков по этому поводу, скорее всего, свою позицию (относительно права не регистрироваться плательщиком акцизного налога) придется отстаивать в суде.

В таком случае следует учитывать один важный нюанс. Несмотря на то что, как мы выяснили, передача горючего перевозчику в рассматриваемой ситуации и не является передачей горючего на основании договоров о производстве из сырья заказчика, аргументы в пользу необходимости зарегистрироваться плательщиком акциза все же есть. То есть сам по себе вывод налоговиков о необходимости регистрироваться плательщиками акцизного налога, который сделали фискалы, не лишен смысла. Объясним.

Так, контролеры, желая привлечь предприятие — заказчика услуг к ответственности, могут настаивать на том, что горючее было передано перевозчику в счет предварительной частичной оплаты транспортных услуг. При таком подходе будет иметь место классический договор мены (что является разновидностью купли-продажи), а следовательно — уклониться от регистрации плательщиком акцизного налога, скорее всего, не удастся. Ведь в абз. 2 пп. 14.1.212 НКУ договор мены прямо упомянут как один из тех, который опосредует реализацию.

Конечно, если договором между сторонами будет прямо предусмотрено, что перевозчик должен использовать именно горючее заказчика при предоставлении транспортных услуг, шанс отстоять право не регистрироваться плательщиком акциза все же есть (правда, при условии корректного оформления акта приемки-передачи горючего от заказчика перевозчику: в первичном документе должна быть ссылка на соответствующий пункт договора). Ведь в таком случае не выполняется одно из существенных условий для признания операции реализацией горючего — не переходит право собственности или распоряжения на последнее: у перевозчика нет возможности распорядиться полученным горючим по своему усмотрению, а только использует его для целей, определенных заказчиком. Однако стоит предостеречь: от вопросов контролеров это вряд ли убережет. Поэтому можем лишь надеяться на благоразумие и объективность судов при разрешении спора.

А сейчас подытожим: учитывая спорность ситуации, советуем по возможности воздерживаться от подобных операций. По меньшей мере — пока не появится судебная практика, а вместе с ней и возможность оценить реальные перспективы споров по данному вопросу.

Влада ИВАНОВА,

юрист

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *