Уплата ЕСВ во время выплаты зарплаты в случае применения понижающего коэффициента

(комментарий к письму ГФС от 29.01.2015 г. № 1787/5/99-99-17-03-01-16)

Суть вопроса: Должны ли банки соблюдать требование о перечислении ЕСВ в сумме не менее 1/3 зарплаты, если работодатель применил понижающий коэффициент для начисления ЕСВ?

Позиция ГФС. Одна из проблем, с которой работодатели столкнулись при выплате зарплаты, — требование ч. 2 ст. 24 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ) по обязательному перечислению ЕСВ при выдаче (перечислении) средств на зарплату, а именно:

• банки принимают платежные поручения и прочие расчетные документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты зарплаты, на которые в соответствии с Законом о ЕСВ начисляется единый взнос, и осуществляют выдачу (перечисление) указанных средств только при условии одновременного предоставления плательщиком расчетных документов о перечислении ЕСВ или документов, подтверждающих фактическую уплату таких сумм согласно Порядку № 453. Суммы, уплаченные по данным документам, должны составлять не менее 1/3 суммы средств для выплаты заработной платы, указанной в денежных чеках, платежных поручениях и прочих расчетных документах (п. 2 Порядка № 453);

• если банк не выполняет данного требования, он за счет собственных средств в порядке, установленном Нацбанком, должен уплатить соответствующему территориальному органу доходов и сборов сумму, равную сумме неуплаченного единого взноса, с правом обратного требования к плательщикам единого взноса по возмещению данной суммы.

...

В связи с тем что сегодня плательщики единого взноса имеют право воспользоваться понижающим коэффициентом для начисления ЕСВ, ГФС обратилась с просьбой в Нацбанк не проверять при перечислении ЕСВ соблюдение 1/3 суммы средств для выплаты заработной платы, указанной в денежных чеках, платежных поручениях и прочих расчетных документах (временно — до внесения изменений и приведения в соответствиеПорядка № 453).

Комментарий редакции. К сожалению, кардинальные изменения касательно начисления и уплаты ЕСВ нельзя локально не применять (в частности, банками), просто адресовав Нацбанк информационное письмо. Тем более, ГФС во многих информационных письмах отмечает, что они носят информационный характер и не являются актами нормативно-правового действия. Поэтому непонятно, почему банки в своей работе должны учитывать просьбу ГФС, а не действовать согласно требованиям Порядка № 453.

В соответствии с абз. 2 п. 2 данного Порядка, если в расчетных документах или документах на перевод наличности сумма единого взноса менее 1/3 суммы средств для выплаты заработной платы, банки принимают от плательщиков единого взноса денежные чеки и/или платежные поручения, и/или прочие расчетные документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты заработной платы вместе с оригиналом справки-расчета (приложение 1 к Порядку № 453), согласованным с органом доходов и сборов по месту постановки на учет плательщика единого взноса. Наименьшее, что могла сделать ГФС в данном случае, — подготовить проект новой справки-расчета, в котором учесть возможность применения понижающего коэффициента и выдавать ее плательщикам ЕСВ для предоставления в банк.

Не уверены, что все банки на свой страх и риск прекратят проверять соблюдение требований действующего Порядка № 453. Тем более что это не решает проблемы, поскольку понижающий коэффициент работодатель может применить только после проверки соблюдения обязательных условий для его применения и определения его размера, то есть после начисления зарплаты за соответствующий месяц для ее выплаты за вторую половину месяца. То есть при выплате аванса придется уплачивать ЕСВ в общем порядке, поскольку еще неизвестно, будут ли выполнены условия для применения понижающего коэффициента и каким будет сам коэффициент.

Как указывается в ч. 2 ст. 24 Закона о ЕСВ, не допускается непредоставление расчетных документов на уплату ЕСВ при выплате (перечислении) зарплаты. Единственное, что может их заменить, — документ, подтверждающий фактическую уплату таких сумм.

Обратите внимание!

Работодатель должен предоставить расчетные документы, по которым уплачивает ЕСВ в сумме не менее трети зарплаты, или предоставить подтверждающие документы о фактической его уплате (справку-расчет согласно форме из приложения 1 к Порядку № 453), иное не предусмотрено.

То есть речь идет не о том, что плательщик единого взноса может не уплачивать ЕСВ, поскольку уплатил его в размере трети суммы во время выплаты аванса, а при выплате зарплаты за вторую половину месяца (после применения понижающего коэффициента) задолженности по ЕСВ нет. Получается замкнутый круг, и данный вопрос можно решить только путем внесения изменений в нормативно-правовые акты, в том числе в Порядок № 453.

У ГФС было больше месяца, чтобы разобраться с тем, какие новации введены Правительством в части начисления ЕСВ и вовремя внести изменения в подзаконные нормативно-правовые акты. Однако на сегодняшний день нет механизма применения понижающего коэффициента для ставки начисления ЕСВ, никто не разъяснил, как определять показатели для соблюдения необходимых условий для его применения, как уплачивать ЕСВ в случае применения указанного коэффициента, да и отчетность по ЕСВ также не адаптирована к нововведениям. Поэтому вопросов очень много, и если еще три недели назад депутаты обещали часть новаций по ЕСВ отменить до 15 февраля нынешнего года, сейчас уже Правительство говорит о том, что пересматривать условия применения понижающего коэффициента будут только по итогам I квартала 2015 года. То есть пока что над нами проводят эксперименты, а дальше — как жизнь покажет…

Таким образом, надежда на то, что законопроекты по ослаблению условий применения понижающего коэффициента для начисления ЕСВ и отмены некоторых других нововведений будут приняты в ближайшее время, очень призрачна.

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *