Услуги или продукция собственного производства: когда нужно применять РРО

Бюджетное учреждение (учебное заведение) предоставляет различные платные услуги согласно Перечню платных услуг, разрешенных для государственных и коммунальных учебных заведений. При предоставлении таких услуг учреждение использует собственную материально-техническую базу и труд своих работников. В некоторых случаях за предоставленные услуги учреждение получает наличные средства в кассу. Поскольку платные услуги учреждение предоставляет без каких-либо посредников, объясните, можно ли их считать услугами собственного производства? Если можно, то разрешено ли учебным заведениям при расчетах за такие услуги не использовать РРО? (г. Киев)

Вполне понятно, что в 2015 году этот вопрос особенно интересует бюджетные учреждения, которые предоставляют платные услуги и получают за них наличные средства.

Дело в том, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для дальнейшего их перевода, обязаны применять регистраторы расчетных операций (далее — РРО). Такое требование предусмотрено ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР(далее — Закон).

При этом Законом предусмотрен перечень случаев, когда субъекты хозяйствования (в том числе бюджетные учреждения) могут не использовать РРО. Такие случаи приведены в ст. 9 Закона. Один из них — это торговля продукцией собственного производства предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности (кроме предприятий торговли и общественного питания), при условии проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

Именно в связи с этой нормой Закона и возник вопрос у читателя. Поэтому давайте выясним: что вообще можно считать продукцией собственного производства и может ли эта терминология распространяться на платные услуги, которые предоставляют бюджетные учреждения?

Прежде всего отметим, что ни в Законе, ни в нормативно-правовых актах нет определения такого понятия, как «продукция собственного производства».

Ответ на этот вопрос можно найти только в разъяснениях налоговиков. А поскольку именно они проверяют вопросы, касающиеся применения РРО, к ним все же следует прислушаться.

Так, к продукции собственного производства может быть отнесена продукция, которая производится и реализуется самим предприятием в едином технологическом процессе с использованием собственной или наемной рабочей силы (см. письмо ГНА от 14.02.2007 г. № 1440/6/23-8019п.п. 2.4.8 Обзорного письма ГНА от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572).

...

При этом налоговики ссылались на определение термина «производство (изготовление)» из Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III, а именно: деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства.

Кстати, на необходимость производства товаров в едином производственном процессе акцентировали внимание и суды (см., например, определение ВАСУ от 12.01.2011 г. № К-24913/10 и постановление ВАСУ от 04.12.2014 г. № К/9991/42697/12).

Также Госкомпредпринимательства в письме от 13.11.2009 г. № 14014 предлагал с этой целью ориентироваться на определение термина «полный технологический цикл производства», приведенное в ст. 1 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP. В указанном Законе под полным технологическим циклом производства понимают совокупность помещений, технологического и другого оборудования, соответствующих технологических процессов, которые обеспечивают переработку сырья в продукцию, готовую для реализации конечному потребителю, а также лабораторий, аккредитованных органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательством.

Учитывая это, Госкомпредпринимательства пришел к такому заключению: если субъект хозяйствования осуществляет деятельность в сфере производства, в результате которой продукция изготовляется и реализуется этим субъектом самостоятельно в полном технологическом цикле производства, то такой субъект имеет право осуществлять реализацию продукции собственного производства без применения РРО с соблюдением требований п. 1 ст. 9 Закона.

Таким образом, для того чтобы продукция, которую реализует учреждение, считалась продукцией собственного производства, необходимо, чтобы:

— такая продукция изготовлялась и реализовывалась непосредственно бюджетным учреждением в едином производственном процессе с использованием собственного или наемного труда;

— классифицировалась именно как продукция (имела соответствующий код УКТ ВЭД товара на уровне любого из первых четырех знаков) с использованием помещений, оборудования, технологических процессов;

— осуществление производственной деятельности было предусмотрено среди полномочий и направлений деятельности бюджетного учреждения в положении (уставе) такого учреждения, а также в справке из ЕГРПОУ;

— возможность изготовления и реализации продукции была предусмотрена соответствующим Перечнем платных услуг.

Следовательно, если выполняются все вышеприведенные требования, бюджетное учреждение имеет право при получении наличных средств от продажи продукции собственного производства не применять РРО.

Давайте приведем названия некоторых документов, в которых предусмотрено право бюджетных учреждений изготовлять (производить) продукцию собственными силами:

— Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796;

— Перечень платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 12.12.2011 г. № 1271;

— Перечень платных услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями, относящимися к сфере управления Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, по вопросам охраны прав на сорта растений (приложение 4 к постановлению КМУ от 28.12.2011 г. № 1348);

— Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.2003 г. № 1180;

— Перечень платных услуг, которые могут предоставляться органами и учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами (их производственными мастерскими и подсобными хозяйствами) и другими учреждениями Государственной уголовно-исполнительной службы, содержащимися за счет бюджетных средств, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2007 г. № 1017;

— Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями природно-заповедного фонда, утвержденный постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1913;

— Перечень платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденный постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138.

В заключение добавим, что ни в одном из законодательных или нормативно-правовых актов не упоминается такое понятие, как «услуги собственного производства». Поэтому, если учреждение предоставляет платные услуги и получает за них наличные средства, на такие расчеты п. 1 ст. 9 Закона не распространяется. А это означает, что учебному заведению необходимо применять РРО.

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *