Возвратная финпомощь от физлица, зарегистрированного в Крыму: будет ли НДФЛ и военный сбор

Учредитель предприятия в 2014 году предоставил возвратную финансовую помощь на два года. Место проживания учредителя (налоговый адрес) — на территории СЭЗ «Крым». В 2015 году предприятие планирует вернуть возвратную помощь учредителю. Имеет ли значение в данном случае то, что налоговый адрес учредителя находится в Крыму? Подлежит ли возврат данной финпомощи обложению НДФЛ, военным сбором и НДС?

ОТВЕТ: Физлицо, место проживания которого находится на территории СЭЗ «Крым», приравнивается в целях налогообложения к нерезиденту. Для нерезидентов отдельных правил налогообложения возвратной финпомощи НКУ не предусмотрено. Согласно правилам украинского законодательства, ранее предоставленная возвратная финансовая помощь, которая возвращается ее предоставителю, не подлежит обложению ни НДФЛ, ни военным сбором, ни НДС.

Напомним!

Возвратная финансовая помощь — сумма денежных средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими денежными средствами, и является обязательной к возврату.

...

 (пп. 14.1.257 НКУ)

Согласно п. 5.3 ст. 5 Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.2014 г. № 1636-VII, физлицо, имеющее налоговый адрес(место жительства) на территории СЭЗ «Крым», юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравниваются в целях налогообложения к нерезиденту.

То есть получается, что ранее предоставленная финпомощь возвращается уже нерезиденту. Имеет ли это значение для обложения НДФЛ и военным сбором?

Для ответа на данный вопрос обратимся к пп. 165.1.31 НКУ: основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая налогоплательщиком, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, а значить, не подлежит обложению ни НДФЛ, ни военным сбором.

Норма пп. 165.1.31 НКУ говорит об освобождении от налогообложения налогоплательщика, предоставившего возвратную финпомощь другим лицам, которая возвращается ему.

В понимании пп. 162.1.2 НКУ плательщиком НДФЛ (военного сбора) является, в том числе, физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.

Сопоставив все вышеприведенные нормы, приходим к выводу, что у учредителя (который на момент возврата ему финпомощи стал нерезидентом), не возникает объекта налогообложения в понимании IV раздела НКУ, так как он не получает доход, а значит, нет никаких оснований удерживать из суммы финпомощи, которая возвращается ее предоставителю, ни НДФЛ, ни военный сбор.

Касательно НДС: предоставление финпомощи и ее возврат в дальнейшем не являются объектом обложения НДС согласно п. 185.1 НКУ (данную операцию никак нельзя назвать поставкой товаров/услуг), поэтому, независимо от того, речь идет о резиденте или нерезиденте Украины, возврат финпомощи нерезиденту не облагается НДС.

Евгений ПАНЧИШИН,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *