Вправе ли Налоговая провести две внеплановые проверки подряд

На предприятии налоговиками районной ГНИ была проведена документальная внеплановая выездная проверка в связи с непредоставлением объяснений и их документального подтверждения на письменный запрос ГНИ. В результате проверки предприятию доначислили налоговые обязательства на сумму 50000 грн. Это уведомление-решение предприятие оспаривает в Налоговую высшего уровня — областную ГНИ, решение по жалобе еще не вынесено. Сейчас на предприятие снова пришли налоговики с районной Налоговой с приказом о проведении внеплановой выездной проверки за тот же период, который уже проверялся. Законно ли это и какие могут быть основания для повторной проверки предприятия? Допускать ли к проверке таких контролеров? Что грозит за недопуск проверяющих?

Основания для проведения повторной проверки

В описанной ситуации налогоплательщик обжалует уведомление-решение Налоговой. Скорее всего, именно это послужило основанием для проведения повторной внеплановой проверки.

Ведь в соответствии с пп. 78.1.5 НКУ, в случае если налогоплательщиком поданы в установленном порядке в контролирующий орган возражение к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение (в которых выдвигается требование касательно полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки либо отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения) —проводится документальная внеплановая проверка. Такая проверка имеет 2 важных признака:

  • она проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования;
  • в рамках данной проверки контролеры могут повторно анализировать ранее проверенный период.

Важно!

Контролирующим органам запрещается повторно (за тот же период) проводить документальные внеплановые проверки, если эти проверки осуществляются на основаниях, перечисленных в пп.пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ.

(абз. 2 п. 78.2 НКУ)

...

Поскольку внеплановая налоговая проверка, которая осуществляется в связи с подачей возражения к акту проверки (пп. 78.1.5 НКУ) не содержится среди оснований проверок, перечисленных в абз. 2 п. 78.2 НКУ, — такая проверка может быть проведена повторно.

Проведение повторной внеплановой проверки в случае представления налогоплательщиком жалобы (возражения) не ставится под сомнение и судами (см., в частности, постановление Высшего административного суда Украины от 15.01.2013 г. № К/9991/47794/12, постановление Днепропетровского апелляционного административного суда от 16.03.2016 г. по делу № 808/4065/15).

К сведению

В постановлении Высшего административного суда Украины от 18.12.2012 г. № К/9991/29978/12 в похожей ситуации судьи отмечают, что положениями НКУпредусмотрено проведение повторной проверки налогоплательщика по тем же вопросам за тот же период ТОЛЬКО в случае, когда органом ГНС высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа ГНС низшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и выявлены:

  • несоответствие заключений акта проверки требованиям законодательства;
  • неполное выяснение при проверке вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки для вынесения объективного заключения (пп. 78.1.12 НКУ).

С таким решением ВАСУ согласиться трудно, учитывая вышеприведенный пп. 78.1.5 НКУ, согласно которому внеплановая проверка возможна в случае оспаривания результатов проверки и отмены принятого решения без каких-либо дополнительных условий. По нашему мнению, представленную налогоплательщиком жалобу вполне можно считать основанием для проведения повторной проверки — на это прямо указывает НКУ. А значит, если все документы, необходимые при проверке, в порядке — налогоплательщик не вправе препятствовать контролерам в проведении такой повторной проверки.

Для того чтобы узнать, по какому основанию налоговики повторно проверяют налогоплательщика — достаточно ознакомиться с направлением, в котором контролеры обязаныего указать.

Основания недопущения к проверке

Контролеры имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки при предъявлении таких документов (п. 81.1 НКУ), как:

  • направление на проведение проверки;
  • копия приказа о проведении проверки;
  • служебное удостоверение лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Основание для проведения проверки ОБЯЗАТЕЛЬНО указывают в направлении на проведение проверки. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных документов или они оформлены с нарушением требований, установленных п. 81.1 НКУ, — это повод для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной проверки (абз. 5 п. 81.1 НКУ).

Недопущение должностных лиц контролирующего органа к проверке — это законный способ защиты прав налогоплательщика, предоставленный ему ст. 55 Конституции Украины, в случае если налоговики нарушили порядок проведения проверки.

Однако если налогоплательщик уже допустил контролеров к проверке — в дальнейшем такой налогоплательщик теряет возможность обжаловать законность назначения и осуществления проверки. Это подчеркивает и ВСУ. В частности, в постановлении от 24.12.2010 г. по делу № 21-25а10 суд отмечает:

«если же допуск к налоговой проверке произошел, в дальнейшем предметом рассмотрения в суде должна быть только суть выявленных нарушений налогового и иного законодательства, соблюдение которого контролируется налоговым органом».

Ответственность за недопущение налоговиков к проверке

В п.п. 16.1.9 НКУ определено, что налогоплательщик не вправе препятствовать законной деятельности должностного лица контролирующего органа при исполнении служебных обязанностей и должен выполнять его законные требования.

В случае отказа плательщика в допуске должностных лиц органа ГНИ к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа (п. 81.2 НКУ). Данный акт в будущем может быть основанием для наложения:

  • админареста на имущество налогоплательщика в соответствии с предписаниями пп. 94.2.3НКУ;
  • штрафа на руководителя предприятия и других должностных лиц за невыполнение законных требований должностных лиц органов доходов и сборов согласно ст. 1633 КоАП в размере от 85 до 170 грн (от 5 до 10 НМДГ) за повторное в течение года совершение лицом того же нарушения — от 170 до 255 грн (от 10 до 15 НМДГ).

Руководствуясь п. 94.10 НКУ, админарест имущества является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, обоснованность которого в течение 96 часов должна быть проверена судом.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *