Инвентаризация основных средств: наиболее важные аспекты

Инвентаризация основных средств — один из наиболее ответственных этапов работы инвентаризационной комиссии. Ведь нужно проверить и документально подтвердить не только фактическое наличие активов, но и состояние каждого объекта, достоверность его оценки. Все это требует от работников опыта и определенных профессиональных навыков. Тем более что палитра необоротных активов на предприятии может быть разнообразной: от недвижимости до обычных канцелярских принадлежностей. В данном материале мы ознакомим вас с главными организационными моментами инвентаризации основных средств и учетом выявленных расхождений

Задачи инвентаризации основных средств

Инвентаризацию активов (в т.ч. основных средств) и обязательств проводят, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это достигается благодаря проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки таких объектов учета (ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, далее — Закон о бухучете).

С 01.01.2015 г. процедуру инвентаризации регулирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина Украины от 02.09.2014 г. № 879(далее — Положение об инвентаризации). С указанной даты утратила силу Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.1994 г. № 69 (далее — Инструкция № 69).

Принципы Положения об инвентаризации позволяют конкретизировать основные задачи инвентаризации основных средств, а именно выявить:

фактическое наличие основных средств, сопоставить его с данными бухгалтерского учета и установить расхождения (излишки или недостачи) либо их отсутствие;
объекты, непригодные к использованию по каким-либо причинам или неиспользуемые;
основные средства, которые не соответствуют критериям признания.

Все вышеперечисленное должна реализовывать инвентаризационная комиссия во главе с руководителем предприятия либо его заместителем.

Периодичность инвентаризации основных средств

Часть 2 ст. 10 Закона о бухучете устанавливает, что объекты и периодичность инвентаризации определяет собственник  (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда она обязательна согласно законодательству. Перечень таких случаев приведен в п.п. 7 та 8 р. І Положения об инвентаризации. Упоминания о них содержат и прочие законодательные акты, например, Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419. Так, инвентаризация обязательна:

при смене материально ответственных лиц. Если речь идет о коллективной (бригадной) материальной ответственности, то при смене руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов, а также по требованию хотя бы одного члена коллектива или бригады (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов);
по судебному решению либо на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В данном случае инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, которые прописаны в документе указанных органов, но не ранее дня получения предприятием такого документа. Яркий пример инициаторов обязательной инвентаризации — налоговики, которые согласно пп. 20.1.9 НКУ имеют право требовать в ходе проверок проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств;
в случае техногенных аварий, пожара либо стихийного бедствия (на день по окончании явлений);
в случае прекращения предприятия;
перед составлением годовой финансовой отчетности с учетом особенностей проведения инвентаризации в сроки, определенные п. 10 р. I Положения об инвентаризации.

Так, касательно основных средств в п. 10 р. I Положения об инвентаризациипредусмотрены некоторые нюансы, а именно — инвентаризация перед составлением годовой финотчетности проводится до даты баланса в период:

3 месяцев для необоротных активов (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в длительные рейсы, и т.д.);
до временного выбытия с предприятия объектов основных средств, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые по состоянию на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия.

При этом инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и прочих недвижимых объектов может проводиться один раз в 3 года. Исключение из этого правила — инвентаризация недвижимого имущества госпредприятий, их объединений, учреждений и организаций, в т.ч. того, что передано в аренду, концессию, и госимущества, не вошедшего в уставный капитал хозорганизаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризация которых проводится в соответствии с требованиями законодательства по инвентаризации объектов госсобственности.

По решению руководителя предприятия инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) может проводиться ежегодно в объеме не менее 30% всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение 3 лет.

Инвентаризация библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику может проводиться в течение года. Инвентаризация книжных достопримечательностей проводится ежегодно. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20% единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10% единиц.

Других обязательных случаев инвентаризации указанные послабления не касаются. Допустим, если налоговики при выездной документальной проверке требуют проведения инвентаризации недвижимости, законно избежать ее на основании того, что вы решили инвентаризировать такие активы раз в 3 года, не удастся.

Важно, что в обязательных случаях инвентаризации переучитывать придется не только собственность предприятия. Под инвентаризационный прицел также должно попасть имущество, которое ему не принадлежит и учитывается на забалансовых счетах (п. 6 р. ІПоложения об инвентаризации). То есть отдельно нужно проинвентаризировать и необоротные активы, которыми предприятие пользуется по договорам аренды либо ссуды.

Источники информации и подготовка к инвентаризации

Поскольку данные о фактически имеющихся основных средствах будем сопоставлять с данными бухучета, нужно четко осознавать, что речь идет об инвентаризации активов, отраженных в статье «Основные средства» Баланса (Отчета о финансовом положении) (строка 1010 «Основные средства»1011 «первоначальная стоимость» и 1012 «износ»).

Информация по данным статьям формируется на основании данных по субсчетам:

100 «Инвестиционная недвижимость»;
101 «Земельные участки»;
102 «Капитальные расходы на улучшение земель»;
103 «Здания и сооружения»;
104 «Машины и оборудование»;
105 «Транспортные средства»;
106 «Инструменты, приборы и инвентарь»;
107 «Животные»;
108 «Многолетние насаждения»;
109 «Прочие основные средства»;
131 «Износ основных средств»;
132 «Износ прочих необоротных материальных активов».

Конечно, этих данных недостаточно для организации инвентаризационного процесса (в частности, для составления инвентаризационных описей), поэтому перед инвентаризацией нужно проверить наличие и правильность оформления регистров аналитического учета. А именно — типовых форм:

ОЗ-6 «Инвентарная карточка учета основных средств»;
ОЗ-7 «Опись инвентарных карточек по учету основных средств»;
ОЗ-8 «Карточка учета движения основных средств»;
ОЗ-9 «Инвентарный список основных средств» и пр.

Основным источником информации будут инвентарные карточки (ф. № ОЗ-6), которые ведут на каждый объект или группу объектов. И уже по ним можно проследить все изменения состояния и судьбу конкретных объектов основных средств, ведь в таких документах, среди прочего, отмечают:

название объекта;
дату ввода в эксплуатацию;
документ, на основании которого произошла операция с объектом основных средств;
первоначальную стоимость;
местонахождение объекта в эксплуатации (цех, отдел, участок);
метод и нормы амортизации;
краткую индивидуальную характеристику объекта;
информацию о его ремонтах и улучшениях и т.п.

Из инвентарных списков (ф. № ОЗ-9) можно почерпнуть необходимые данные о пообъектном учете основных средств по местам их нахождения (эксплуатации).

Кроме того, нужно найти и проверить правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, аренды и т.п.) и техническую документацию на объекты основных средств (технические паспорта, чертежи, технические описания, инструкции и т.д.).

Также надо поднять первичные документы по необоротным активам, полученным в пользование, например, по договору аренды. Пригодятся и акты приемки-передачи имущества, и копии инвентарных карточек, полученные при передаче имущества от его собственника. То же самое касается документов об основных средствах, которые временно находятся за пределами предприятия, скажем, переданы в аренду либо в ремонт.

Заметим, до начала инвентаризации основных средств необходимо:

...

1) проверить наличие и состояние технических паспортов и прочей технической документации на основные средства, а также наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование;

2) убедиться, что все хозяйственные операции с основными средствами, осуществленные в отчетном периоде, подтверждены соответствующими первичными документами, а последние — переданы в бухгалтерию и обработаны (внесены записи во все необходимые учетные регистры, сделаны бухгалтерские проводки). Это должно гарантировать достоверность информации (в т.ч. остатков основных средств), с которой предприятие войдет в инвентаризационный процесс;

3) удостовериться в правильности формирования и профессионализме инвентаризационной комиссии. Это особенно актуально для инвентаризации основных средств, учитывая их разнообразие и специфику использования. Согласно п. 1 р. ІІ Положения об инвентаризации, для проведения инвентаризационной работы на предприятии распорядительным документом руководителя создают инвентаризационную комиссию из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, ФЛП, ведущего бухучет на предприятии) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии, представители структурного подразделения (службы) по внутреннему аудиту. В соответствии с п. 2 р. ІІ Положения об инвентаризации, в случае если на предприятии много основных средств и одна комиссия не в состоянии своевременно их проинвентаризировать, руководитель приказом может создать рабочие инвентаризационные комиссии в составе инженера, технолога, механика, исполнителя работ, товароведа, экономиста, бухгалтера и прочих опытных работников, хорошо знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет. Их возглавляют представители руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию. Такие комиссии будут инвентаризировать основные средства непосредственно в местах их хранения и в местах производства. При любых обстоятельствах следует убедиться, что в комиссию вошли профессионалы, разбирающиеся в технических особенностях основных средств, способные оценить их состояние и реальность учетной стоимости.

Помните

Инвентаризация проводится в полном составе инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица (п. 1 р. ІІ Положения об инвентаризации).

Этапы инвентаризации основных средств и документальное оформление

1. Определяем объекты, их количество и сроки проведения инвентаризации, создаем инвентаризационную комиссию (рабочую инвентаризационную комиссию).

Все указанное можно оформить одним или несколькими приказами (распоряжениями)руководителя предприятия. К тому же напомним: именно руководитель должен создать необходимые условия для проведения инвентаризации, определить объекты, периодичность и сроки ее проведения, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 4 р. I Положения об инвентаризации).

2. Устанавливаем фактическое наличие основных средств, оцениваем их пригодность к эксплуатации (условия эксплуатации, техническое состояние), реальность стоимости, оформляем инвентаризационные описи.

В п. 14 р. I Положения об инвентаризации указано: инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сверочные сведения оформляются с учетом требований к первичным документам, установленных Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 г. № 88 (далее —Положение № 88).

Форму инвентаризационной описи отечественные чиновники еще не разработали. Поэтому на практике обычно используют Инвентаризационную опись основных средств (ф. № инв-1), утвержденную постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 г. № 241 (далее —Постановление № 241). Впрочем, предприятие может самостоятельно разработать форму инвентаризационной описи под собственные нужды. Ведь документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых, специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88). То есть, создавая собственный бланк инвентаризационной описи, позаботьтесь, чтобы он содержал обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Инвентаризационную опись составляют по объектам основных средств или группам и отдельно по каждому материально ответственному лицу. Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования, одинаковой стоимости объекты основных средств, которые поступили одновременно на предприятие и касательно которых ведется групповой учет, в инвентаризационной описи приводятся по наименованию с указанием количества данных объектов (пп. 1.2 п. 1 р. ІІІ Положения об инвентаризации).

В аналогичном порядке могут составляться инвентаризационные описи прочих необоротных материальных активов.

Основные средства следует вносить в инвентаризационную опись понаименованиям в соответствии с основным назначением объекта с указанием (пп. 1.3 п. 1 р. III Положения об инвентаризации):

инвентарного номера;
изготовителя;
заводского номера (в случае наличия);
года выпуска;
первоначальной (переоцененной) стоимости;
суммы износа;
срока полезного использования и прочих сведений.

В инвентаризационной описи также следует указывать сведения о наличии драгоценных металлов. Если у вас таковые имеются, примите к сведению требования Инструкции о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной приказом Минфина от 06.04.1998 г. № 84. Указанная инструкция утратила силу, но ее можно взять за основу (приказ Минфина Украины от 22.06.2015 г. № 587).

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и иных изделиях, осуществляется в одночасье с инвентаризацией данных активов (п. 10 р. I Положения об инвентаризации).

На основные средства, полученные в аренду, инвентаризационные описи составляются отдельно (по каждому арендодателю). Владельцам таких объектов можно предоставить копии составленных описей.

Инвентаризационная опись также должна содержать информацию о дате снятия фактических остатков основных средств и о дате начала и окончания инвентаризации. А еще в ней указывают номера документов в случае движения основных средств (например, выбытие, ликвидация) при инвентаризации.

Если при инвентаризации комиссия обнаружит объекты, не указанные в инвентаризационной описи, или объекты, по которым отсутствуют данные, она должна внести соответствующую информацию в такую опись. В частности, в пп. 1.5 п. 1 р. III Положения об инвентаризации предлагают это сделать так: о зданиях — указывают их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (внешний или внутренний обмер), площадь (общая полезная площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и т.п.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые довели до состояния непригодности данные объекты (пп. 1.8 п. 1 р. IIIПоложения об инвентаризации).

Также при инвентаризации проверяют наличие документов на земельные участки, здания, сооружения, прочую недвижимость, водоемы и прочие объекты природных ресурсов, подтверждающие право собственности предприятия на них.

В случае выявления пригодных для использования объектов основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия (пп.пп. 1.3, 1.4 п. 1 р. III Положения об инвентаризации).

Как только инвентаризационная опись составлена, с материально ответственных лиц берут еще одну расписку о том, что все ценности, указанные в описи, проверены в присутствии членов комиссии и внесены в опись. В связи с этим претензий к инвентаризационной комиссии нет, а все перечисленные в описи ценности находятся на ответственном хранении таких лиц.

3. Сопоставляем фактические остатки основных средств с учетными данными, составляем Протокол инвентаризационной комиссии и Сличительную ведомость.

Проинвентаризировав наличие основных средств, оценив техническое состояние и реальность стоимости, заполнив инвентаризационные описи, можно переходить к установлению и документированию результатов инвентаризации.

Выводы касательно выявленных расхождений между фактическим наличием основных средств и данными бухгалтерского учета приводят в Сличительных ведомостях (п. 1 р. IVПоложения об инвентаризации). Современной формы такого документа нет, поэтому на практике обычно используют ф. № инв-18, утвержденную еще во времена СССР Постановлением № 241. Хотя, опять же, предприятие может самостоятельно разработать такой документ, наделив его всеми обязательными реквизитами из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. В Сличительной ведомости указывают только данные о тех основных средствах, по которым выявлены расхождения между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета.

После оформления Сличительных ведомостей и инвентаризационных описей на их основании инвентаризационная комиссия составляет Протокол в произвольной форме, в котором документирует все существенные моменты проведенной инвентаризации. В нем, как правило, указывают:

выявленные отклонения фактических данных от учетных, причины отклонений, предложения по их урегулированию, виновников недостач или излишков основных средств, меры по возмещению ущерба. Также, при наличии, приобщают письменные объяснения материально ответственных лиц и других работников предприятия;
сведения об объектах, непригодных к дальнейшей эксплуатации, — оценку их фактического состояния, причины потери эксплуатационных качеств, рекомендации по списанию;
информацию об отклонении справедливой стоимости объектов основных средств от стоимости, по которой они учитываются на балансе, предложения по переоценке определенных групп основных средств;
рекомендации по устранению выявленных нарушений в условиях эксплуатации и учета основных средств, а также любую другую информацию, которая, по мнению членов комиссии, заслуживает внимания и должна быть учтена.

Протокол подписывают члены комиссии и утверждает председатель (руководитель предприятия) в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации. Затем инвентаризационные описи и Протокол инвентаризационной комиссии передают в бухгалтерию, где результаты инвентаризации отражают в бухучете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация (п.п. 2, 3 р. IV Положения об инвентаризации).

Заметьте

Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) оформляются не менее чем в двух экземплярах (п. 21 р. ІІ Положения об инвентаризации).

По окончании инвентаризации предприятие выходит на один из 4 возможных результатов:

1. Учетные данные полностью совпадают с фактически имеющимися основными средствами.

2. Выявлена недостача основных средств.

3. Обнаружен излишек основных средств.

4. Выявлены как недостача, так и излишек основных средств.

С излишками основных средств бухгалтерия сталкивается редко, да и проявляются они преимущественно вследствие банальных учетных ошибок. Объект могли приобрести, но не оприходовать на баланс, или работники «посеяли» правоустанавливающие и первичные документы. Поскольку подобные ситуации нетипичны и не вызывают специфических последствий (в основном речь идет о восстановлении документов и/или исправлении прошлых учетных ошибок, которое происходит по стандартной процедуре), рассмотрим учет недостачи основных средств.

Итак, речь пойдет о случаях хищения, недостачи, уничтожения (порчи) объектов основных средств работниками предприятия (в т.ч. материально ответственными) или посторонними лицами, выявленных при инвентаризации и подтвержденных инвентаризационными описями, Сличительной ведомостью и Протоколом инвентаризационной комиссии. Но прежде чем перейти к учету, остановимся на общеправовых нюансах, касающихся возмещения ущерба.

Правовые аспекты возмещения ущерба

В случае если в упомянутых проблемах обвиняют работника предприятия, следует помнить, что согласно ст. 130 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей. В свою очередь, права и законные интересы работников гарантированы путем установления ответственности лишь за прямой действительный ущерб, только в пределах и порядке, предусмотренных законодательством, и при условии, когда такой ущерб причинен предприятию противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Более того, для возложения на работника материальной ответственности за ущерб собственник или уполномоченный им орган должен доказать наличие условий, предусмотренных ст. 130 КЗоТ  (ст. 138 КЗоТ). То есть вина работника обязательно должна быть доказана в установленном законодательством порядке. И только после этого может идти речь о взыскании причиненных убытков.

Касательно размера возмещения — в основном работника ждет ответственность в полном размере ущерба, причиненного по его вине предприятию. Такие последствия наступают, когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в т.ч. при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и иных предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией в пользование.

Однако нужно помнить и о том, что без привлечения суда (по распоряжению собственника или уполномоченного им органа) с работника можно взыскать возмещение в размере, не превышающем его среднего месячного заработка. В случае если сумма возмещения больше — взыскание возможно только через суд (ст. 136 КЗоТ).

Учитывая это, очевидно, что предприятию для определения размера убытков придется руководствоваться Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением КМУ от 22.01.1996 г. № 116 (далее — Порядок № 116). Согласно его п. 2, размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется путем проведения независимой оценки в соответствии с национальными стандартами оценки. При определении размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба государству, территориальной общине или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, руководствуются методикой оценки имущества, утвержденной КМУ. То есть, обнаружив по итогам инвентаризации хищение, недостачу или уничтожение матценностей (в т.ч. основных средств), предприятию нужно обратиться к субъекту оценочной деятельности за определением размера убытков.

Далее из сумм, взысканных в соответствии с Порядком № 116, возмещают убытки, причиненные предприятию (с учетом фактических расходов предприятия на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению). Остаток денежных средств предприятие перечисляет в государственный бюджет (п. 10 Порядка № 116).

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью либо частично (ч. 5 ст. 130 КЗоТ). По согласию собственника или уполномоченного им органа работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное. Поскольку компенсация равноценным имуществом на практике встречается редко, внимание акцентируем на возмещении убытков денежными средствами.

Если хищение, недостача, уничтожение (порча) основных средств состоялись при участии посторонних лиц, предприятию стоит обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления. Вина таких лиц и обязанность возместить убытки должны быть доказаны через суд. Хотя, конечно, виновник может не доводить дело до суда и возместить убытки добровольно.

Учет результатов инвентаризации

Налог на прибыль. Как недостача основных средств и возмещение убытков повлияет на расчет налога на прибыль, зависит:

• во-первых, от того, как данная операция будет отражена в бухучете. Ведь объектом налогообложения является прибыль, определяемая корректировкой (уменьшением или увеличением) прибыли или убытка, определенного в финотчетности предприятия согласно П(С)БУ или МСФО, на разницы, приведенные в ст.ст. 138–141 НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). Без разниц (кроме убытков прошлых лет) определять базу по налогу на прибыль могут плательщики, у которых бухгалтерский доход за последний год не превышает 20 млн грн;

• во-вторых, предусмотрены ли в НКУ разницы, связанные с указанной операцией.

В НКУ не предусмотрено отдельных разниц, связанных именно с недостачей основных средств, вместе с тем, существуют разницы, которые применяют при ликвидации основных средств (ст. 138 НКУ). А в случае кражи основных средств, их уничтожения или разрушения (когда нецелесообразно проводить ремонт) предприятие должно отразить ликвидацию таких основных средств. А поэтому нужно откорректировать финрезультат на разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Таким образом, в случае ликвидации основных средств, которые уничтожены, разрушены или которых недосчитались, финрезультат к налогообложению нужно:

увеличить на сумму остаточной стоимости объекта, определенную в соответствии с П(С)БУ (п. 138.1 НКУ). Напомним: остаточная стоимость основных средств по данным бухучета — разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленной амортизации (износа) (п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства»);

уменьшить на сумму остаточной стоимости объекта, определенную по правилам налогового учета (п. 138.2 НКУ) Напомним: остаточная стоимость основных средств по данным налогового учета — стоимость, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой рассчитанной амортизации в соответствии с положениями р. III НКУ (пп. 14.1.9 НКУ).

Начисление амортизации на списанный объект прекращают, начиная с месяца, следующего за месяцем ликвидации (п. 29 П(С)БУ 7).

Касательно операции по возмещению убытков в случае недостачи основных средств, тоНКУ не содержит никаких особенностей, а потому все зависит от бухучета, о котором — далее.

Налог на добавленную стоимость. Если основные средства ликвидируют по самостоятельному решению налогоплательщика, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка данных основных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации (п. 189.9 НКУ).

Как исключение из упомянутого правила: налоговые обязательства не начисляются, если основные средства ликвидируют в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, в остальных случаях, когда ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в т.ч. при хищениях основных средств или когда налогоплательщик подает в налоговый орган документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных средств иным способом, вследствие чего их нельзя использовать по первоначальному назначению.

Недостачу основных средств, выявленную при инвентаризации, можно отнести к случаям, не вызывающим начисления налоговых обязательств по НДС согласно п. 189.9НКУ. Ведь такая недостача явно произошла без согласия налогоплательщика, что надлежащим образом будет подтверждено не только инвентаризационными документами (Сличительной ведомостью и Протоколом), но и Актом на списание основных средств (ф. № ОЗ-3 или ф. № ОЗ-4).

Однако под прицел попадает налоговый кредит, отраженный при приобретении «пострадавших» основных средств. Контролеры уже давно придерживаются мнения, что такие основные средства использованы не в хоздеятельности, а поэтому нужно начислить налоговые обязательства на основании пп. «г» п. 198.5 НКУ. В частности, в подкатегории 101.02 «ЗІР» они указали: «если при инвентаризации налогоплательщиком установлен факт недостачитоваров, основных средств, то в связи с тем, что такие товары, основные средства использованы не в хозяйственной деятельности, налогоплательщик должен начислить налоговые обязательства, независимо от того, установлены виновные лица и взимаются ли с таких лиц потери». Поэтому, если при инвентаризации установлен факт недостачи основных средств, при приобретении которых был сформирован налоговый кредит, нужно начислить налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции, а в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены (п. 189.1 НКУ). Очевидно, что именно так налоговики хотят компенсировать налоговый кредит в недоамортизированной части списанных необоротных активов.

Впрочем, хорошей новостью является то, что, по словам самих контролеров, возмещение причиненных потерь виновными лицами не приводит к дополнительному возникновению налоговых обязательств по НДС. И это логично, ведь получение возмещения от виновников недостачи нельзя расценивать как поставку услуг или товаров (пп.пп. 14.1.185, 14.1.191 НКУ).

Бухгалтерский учет

Во-первых, списание основных средств должно быть оформлено типовой первичной документацией — Актом на списание основных средств (ф. № ОЗ-3) или Актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОЗ-4). Во-вторых — бухгалтерской корреспонденцией, которую мы рассмотрим на примере.

Пример

По результатам инвентаризации выявлена недостача перфоратора. Его первоначальная стоимость — 4000 грн, ликвидационная стоимость — 400 грн, начисленная амортизация — 1000 грн. Виновным в недостаче признали материально ответственное лицо (начальника цеха), добровольно возместившего причиненный ущерб (оценочная стоимость ущерба от недостачи — 3200 грн) в кассу предприятия. Бухгалтерский и налоговый учеты приведены в таблице.

Таблица

Бухгалтерский учет по отражению недостачи основных средств и возмещения понесенных убытков

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *