Инвентаризация основных средств: наиболее важные аспекты

Инвентаризация основных средств (далее — ОС) — один из наиболее ответственных этапов работы инвентаризационной комиссии. Ведь нужно проверить и документально подтвердить не только фактическое наличие активов, но и состояние каждого конкретного объекта и достоверность оценки, по которой его учитывают на балансе. А все это требует от специалистов предприятия опыта и определенных профессиональных навыков. Тем более что палитра необоротных активов на предприятии может быть очень разнообразной: от недвижимости до обычных канцелярских принадлежностей.

В данном материале мы ознакомим вас с основными организационными моментами инвентаризации ОС и учетом выявленных расхождений

Задачи инвентаризации основных средств

Инвентаризацию активов (в т.ч. ОС) и обязательств проводят, чтобы обеспечитьдостоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это достигается благодаря проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки таких объектов учета (ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, далее — Закон о бухучете)

Процедуру инвентаризации регулирует Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.1994 г. № 69 (далее — Инструкция по инвентаризации). Положения данного нормативного акта позволяют конкретизировать основные задачи инвентаризации ОС, а именно:

  • выявить фактическое наличие ОС, сопоставить его с данными бухгалтерского учета и установить расхождения (излишки или недостачи) либо их отсутствие;
  • выявить объекты, непригодные к использованию по каким-либо причинам или неиспользуемые;
  • проверить правила содержания и эксплуатации ОС;
  • проверить реальность стоимости ОС, по которой они учитываются.
...

Все вышеперечисленное и должна реализовывать инвентаризационная комиссия во главе с руководителем предприятия или его заместителем.

Периодичность инвентаризации основных средств

Часть 2 ст. 10 Закона о бухучете устанавливает, что объекты и периодичность инвентаризации определяет владелец (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда она обязательна согласно законодательству. Перечень случаев, когда без инвентаризации не обойтись, приведен в п. 3 и п. 4 Инструкции по инвентаризации (хотя упоминания о них содержат и другие законодательные акты, например, Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419. Так, среди прочего, инвентаризация обязательна:

  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел). А если речь идет о коллективной (бригадной) материальной ответственности, то в случае смены руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов, а также по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады);
  • при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов);
  • по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В данном случае инвентаризация должна начаться в срок, прописанный в надлежащим образом оформленном документе указанных органов, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа. Яркий пример инициаторов обязательной инвентаризации — органы государственной налоговой службы, которые согласно пп. 20.1.5НКУ имеют право требовать от налогоплательщиков в ходе проверок проведения инвентаризации ОС, товарно-материальных ценностей, денежных средств;
  • в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений);
  • при ликвидации предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, ценностей, денежных средств и обязательств, инвентаризацию которых проводили не ранее 1 октября отчетного года. То естьесли ОС проинвентаризировали на основании какого-либо из приведенных обязательных оснований (или даже добровольно) после 1 октября отчетного года, их годовую инвентаризацию можно не проводить.

Относительно ежегодной инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности предусмотрено важное исключение. Минфин разрешил инвентаризировать недвижимые объекты ОС (в частности, здания и сооружения) раз в три года, а библиотечные фонды по решению руководителя  раз в пять лет или ежегодно с охватом инвентаризацией не менее 20% единиц библиотечного фонда с обязательным завершением начатой инвентаризации этого имущества в структурном подразделении (у материально ответственного лица) в течение тридцати дней. Конечно, других обязательных случаев инвентаризации это послабление не касается. Допустим, если налоговики при выездной документальной проверке требуют проведения инвентаризации недвижимости, законно избежать ее на основании того, что вы решили инвентаризировать такие активы раз в три года, не удастся.

Важно, что в обязательных случаях инвентаризации переучитывать придется не только собственность предприятия. Под инвентаризационный прицел также должно попасть имущество, которое ему не принадлежит и учитывается на забалансовых счетах (п. 5 Инструкции по инвентаризации). То есть отдельно надо проинвентаризировать в т.ч. и необоротные активы, которыми предприятие пользуется по договорам аренды или ссуды.

Источники информации и подготовка к инвентаризации

Поскольку данные о фактически имеющихся ОС будем сопоставлять с данными бухучета, нужно четко осознавать, что речь идет об инвентаризации активов, отображенных в статье Баланса (Отчёта о финансовом положении) «Основные средства» (строка 1010 «основные средства», 1011«первоначальная стоимость» и 1012 «износ»).

Информация по данным статьям формируется на основании данных по субсчетам:

Pages: 1 2 3 4 5

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *