За непроведение корректировки средней зарплаты грозит штраф!

(комментарий Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 1143/13/84-16)

Суть вопроса. Применяются ли штрафные санкции на основании ст. 265 КЗоТ за непроведение предприятиями корректировки средней зарплаты при расчете отпускных и в других случаях сохранения зарплаты?

Позиция Минсоцполитики. Непроведение корректировки средней зарплаты при повышении тарифных ставок (окладов) является нарушением законодательства о труде, за которое предусмотрена ответственность абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, а именно штраф в размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения.

Штрафы за такие нарушения налагаются уполномоченными должностными лицами Гоструда согласно Порядку наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509 (далее — Порядок № 509).

Комментарий редакции. При повышении тарифных ставок и окладов корректируют заработок для исчисления средней зарплаты в соответствии с п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100 (далее — Порядок № 100). Данная норма предусматривает корректировку зарплаты за период до повышения тарифных ставок и должностных окладов на коэффициент их повышения как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого сохранялся средний заработок. Речь идет о периодах сохранения зарплаты, когда средний заработок исчисляют согласно Порядку № 100, в частности, за время отпусков, командировок, период мобилизации и в других случаях сохранения зарплаты.

...

Обязательными условиями для проведения корректировки, согласно п. 10 Порядка № 100, являются:

  • повышение тарифных ставок и окладов в соответствии с актами законодательства, а также согласно решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях);
  • проведение повышения для всех категорий работников, а не только для отдельных категорий (см. письма Минтруда от 03.08.2005 г. № 18-441-1, от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

На то, что должны быть соблюдены оба этих условия, Минтруда указывает в письме от 04.04.2006 г. № 260/13/84-06.

Поскольку работникам бюджетных учреждений повышают тарифные ставки и оклады в соответствии с постановлениями КМУ, то они обязаны проводить корректировку заработка для исчисления средней заработной платы.

А хозрасчетные предприятия проводят такую корректировку в пределах финансовых возможностей. Это значит, что они могут уменьшать коэффициент корректировки. В свою очередь, Минтруда неоднократно подчеркивало, что предусмотренная п. 10 Порядка № 100 возможность его уменьшения не лишает предприятие от обязанности проводить корректировки (см. письма Минтруда от 15.10.2007 г. № 250/06/186-07, от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

Однако уменьшение предприятием коэффициента корректировки в связи с затруднительным финансовым положением должно быть надлежащим образом оформлено. Для этого нужно провести анализ имеющихся финансовых возможностей предприятия и издать приказ (распоряжение) об уменьшении корректирующего коэффициента, предварительно согласовав это с профсоюзным комитетом предприятия или с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (см. письмо Минтруда в письме от 24.10.2008 г. № 696/13/84-08).

Алгоритм корректировки заработка для исчисления средней зарплаты следующий:

  • исчисляют коэффициент корректировки, разделив новый повышенный оклад (ставку) на установленный до повышения;
  • заработок за месяцы расчетного периода (до повышения) перемножают на коэффициент корректировки;
  • среднюю зарплату определяют, разделив суммарный откорректированный заработок за расчетный период на количество календарных дней в расчетном периоде (без учета праздничных и нерабочих дней и периодов отпусков без сохранения заработной платы, предусмотренных законодательством).

Таким образом, если повышение тарифных ставок и окладов произошло для всех работников в соответствии с актами законодательства или по решениям, предусмотренным в колдоговорах, то проведение корректировки заработка при исчислении средней зарплаты является обязательным.

За непроведение корректировки грозит штраф в размере минзарплаты, предусмотренный абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ. Такой штраф введен с 1 января 2015 года, и, соответственно, его применить можно только к нарушениям, которые совершены после этой даты. А возможность применить данные штрафные санкции у органов Гоструда появилась лишь в начале текущего года — после внесения с 10.02.2016 г. соответствующих изменений в Порядок № 509 и утверждения приказом Минсоцполитики от 02.02.2016 г. № 67 формы Постановления о наложении штрафа уполномоченными должностными лицами. Именно эту форму используют должностные лица Государственной службы Украины по вопросам труда, применения штрафных санкций за нарушение законодательства о труде и занятости населения.

Также за такое нарушение должностным лицам предприятий может грозить админштраф, предусмотренный ч. 1 ст. 41 КоАП, в размере от 510 до 1700 грн. Дела о наложении этих административных штрафов на данном основании рассматривают суды.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт

1 Response

  1. Татьяна сказав:

    В комментарии звучит вывод, что корректировку нужно выполнять, если “повышение тарифных ставок и окладов произошло для всех работников…” А если из 70-ти работников предприятия оклад подняли только 2-м? Мы не применили коэффициент при расчете отпускных этих сотрудников, нас оштрафовали – 3200 грн.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *