Заправка по талонам: оформление и учет у бюджетников

Что будет предметом закупки в договоре на приобретение горючего с применением талонов: горючее или талоны? Нужно ли оприходовать талоны и как оформлять их выдачу водителю?

Предмет договора: талоны или горючее

Предметом договора, без сомнения, будет горючее определенной марки в конкретном объеме. В данном случае бюджетное учреждение на основании заключенного договора по доверенности и накладной получает на АЗС талоны на горючее, которые будут служить подтверждающим документом для заправки.

Право собственности на горючее учреждение приобретает при его фактическом получении. К момен­ту заправки по талонам горючее хранят на АЗС и оприходовать его нет оснований. Таким образом, в договоре на их приобретение нужно зафиксировать, что предмет договора — горючее, а подтверждающий документ для его получения — талоны.

К тому же п. 3 Инструкции № 281 указывает, что талон на горючее — не средство расчета, а лишь подтверждение права владельца на получение на АЗС фиксированного количества горючего. То есть по накладной получаем талоны на горючее, которые переводим в горючее только после заправки авто.

Для бюджетного учреждения такой вариант заправки привлекателен тем, что цена за литр горючего не меняется с момента получения талонов и до момента заправки.

Учет талонов на горючее

Согласно Плану счетов, бюджетные учреждения должны отражать талоны на горючее на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте». Их учитывают в эквиваленте суммы денежных средств, содержащихся в оплаченных талонах (п. 4.1 Инструкции № 242).

Однако Инструкция № 61 предписывает брать их на учет еще и на забалансовый счет 08«Бланки строгого учета».

Учет поступления и выбытия в разрезе объектов забалансового учета, в т.ч. и талонов на горючее, ведут в мемориальном ордере № 16 «Накопичувальній відомості позабалансового обліку».

Выдача водителю талонов на горючее

Согласно Инструкции № 61, талоны на бензин выдают в подотчет, поскольку они приравниваются к бланкам строгой отчетности. Нормативно не урегулировано, как оформлять выдачу талонов. На практике для выдачи талонов водителю применяют приходно-расходную накладную, типовая форма которой (СЗ-1) утверждена Приказом № 67.

Другого варианта, как отчитаться водителю за использованные талоны, составив авансовый отчет, нет. По этому же авансовому отчету талоны переводят в горючее.

Бухучет операций с талонами и горючим

Продемонстрируем на примере, как показать в учете оприходование талонов, их выдачу и заправку по талонам.

Пример

...

Бюджетное учреждение (неплательщик НДС содержится с госбюджета) за средства общего фонда оплатило АЗС за горючее и взамен получило талоны на 200 л бензина А-95 (цена 1л — 12,10 грн, в т.ч. НДС — 2,02 грн) на общую сумму 2420,00 грн, в т.ч. НДС — 403,33 г?рн. Водителю в мае выданы для заправки талоны на 50 литров.

Таблица

Учет выдачи и использования талонов


п/п
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция
субсчетов
Сумма, грн

М/О №

Дт

Кт

1 Оприходованы талоны на горючее по накладной 331 675 2016,67 6
Одновременно — по забалансовому счету 08 2016,67 16
2 Списан НДС на расходы учреждения 801 675 403,33 6
3 Оплачено АЗС за горючее 675 321 2420,00 3
4 Выданы в мае талоны под отчет водителю (50 л по цене 10,08 грн) 362 331 504,00 8/1
5  Водитель отчитался за использованные для заправки талоны 235 362 504,00 8/1
Одновременно — с забалансового счета 08 504,00 16
6 Списано по путевым листам (в общей сумме израсходованного горючего за май) 801 235 504,00 13

Для удобства операции по выдаче талонов под отчет и их использования целесообразно отражать в отдельном мемориальном ордере № 8/1.

Напоследок добавим: несмотря на то что форма путевого листа отменена, без нее при списании горючего (из расчета норм расхода на 100 км пробега) не обойтись. На это намекает и Мининфраструктуры в письме от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13. Таким образом, бюджетным учреждениям следует самостоятельно утвердить форму путевого листа и использовать ее в работе.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор газеты
«Интерактивная бухгалтерия»

Список использованных нормативно-правовых актов:

Инструкция № 242 — Инструкция по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 26.12.2003 г. № 242.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Главного управления Госказначейства Украины от 10.12.1999 г. № 114.

Инструкция № 61 — Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61.

Приказ № 67 — приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» от 11.03.1996 г. № 67.

Инструкция № 281 — Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденная совместным приказом Минтоплива и энергетики Украины, Минэкономики Украины, Минтранса и связи Украины, Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики Украины от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155.

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *